Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Использование информационных технологий в ЖКХ

Использование информационных технологий в ЖКХ

Информационные технологии (IT) прочно вошли во многие сферы жизни современного человека. Не избежать внедрения таких технологий и отрасли ЖКХ. Уже сейчас Исполнители коммунальных услуг готовят электронные паспорта многоквартирных домов, размещают информацию о деятельности своих организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Помимо узкоспециализированных информационных технологий, в ЖКХ уже давно успешно функционируют электронные сервисы по оплатежилищно-коммунальных услуг, предприятия и организации жилищно-коммунального комплекса. Хочется отметить продукт разработчиков Хабаровского центра ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ. Это программно-технический комплекс «ЛЭРС-УЧЕТ». Система ЛЭРС УЧЕТ сертифицирована и внесена в Государственный реестр средств измерений под номером 56298-14.

Как известно, прогресс невозможно остановить. Информационные технологии постоянно развиваются, совершенствуются, их функциональныевозможности, область применения постоянно растёт. Однозначно можно утверждать, что и ЖКХ не избежит использования таких технологий, подавляющая часть информационного обмена, осуществляемого сейчас на бумажных носителях, будет переведена в электронную форму.Использование информационных технологий в ЖКХ

Использование «ЛЭРС-УЧЕТ» можно охарактеризовать доступностью, оперативностью информационного обмена, точностьюпередаваемых данных. Интеграция приборной базы с «ЛЭРС-УЧЕТ» позволяет не только производить обмен информацией, но иосуществлять расчёты на основе имеющихся данных, причём эти расчёты могут производиться в автоматическом режиме, без участия оператора. Возможность распределять уровни доступа к данным на основе различных критериев позволяет строить многоуровневуюинформационную инфраструктуру. Тем самым каждая из категорий пользователей может получать доступ к определённым сведениям, а таинформация, которая не предназначена для тех или иных пользователей, будет доступна лишь при использовании

неких специальных паролей апример, электронных подписей).

Аналогично осуществляется размещение данных – различным группам пользователей и операторов информационных систем разрешается размещатьразличные виды данных.

Необходимо отметить, что именно информация управляет материальными ресурсами, в том числе финансовыми потоками. Формирование надёжной,функциональной, оперативной информационной инфраструктуры не менее важно, чем формирование некой физической инфраструктуры,включающей в себя физические объекты и технические устройства. Качественная информационная структура позволяет существенно минимизироватьфинансовые и временные затраты на осуществление различных видов деятельности, усилить контроль этой деятельности и существенно повысить еёэффективность. Можно уверенно заявить, что обеспечение устойчивого социально-экономического развития России требует перехода страны кинформационному обществу, создания надёжной многофункциональной информационной инфраструктуры. ЖКХ как отрасль экономики и какважнейшая часть социальной сферы – не исключение. Использование информационных технологий в ЖКХ и создание соответствующей информационной инфраструктуры, интегрированной с другими системами, элементами, сетями – одна из важнейших задач.

Использование информационных технологий в ЖКХ

Разумеется, внедрение новых технологий – задача не такая уж простая. Любые нововведения, даже если они актуальны и востребованы, внедряются сложно. Прежде всего, встаёт проблема дефицита квалифицированного персонала, непосредственно занимающегося разработкой элементов информационных систем. Любые ошибки в работе системы способны привести к непредсказуемым последствиям, в том числе к финансовым иматериальным потерям пользователей систем, неверному их информированию, искажению сведений. Поэтому приоритетной задачей лиц,ответственных за разработку информационных систем является привлечение к работе профессиональных квалифицированных кадров. Еслирассматривать конкретно сферу ЖКХ, то представляется наиболее верным, если в качестве таких лиц, ответственных за разработку иадминистрирование информационных электронных систем, будут выступать органы власти. Использование «ЛЭРС-УЧЕТ» позволит осуществить централизацию баз данных с приборов учета любых видов энергоносителей. Таким образом, информация о «нерадивых» УК/ТСЖ/ТСН/ЖСК будет всегда под рукой. Не менее важно проводить обучение операторов систем, поскольку операторы, даже являющиеся профессионалами вопределённой сфере деятельности, но не использующие в своей работе информационные технологии, нуждаются в дополнительном обучении, вповышении своей квалификации в части использования электронных документов и информационно-телекоммуникационных систем. Не имеющийсоответствующей квалификации оператор, получивший право изменения информационного содержания некого сегмента системы, может неправильноиспользовать доступные ему сервисы, размещать ошибочные данные, что, в свою очередь, даже при качественно построенной информационнойсистеме и оптимальных параметрах её работы, может привести к искажению данных и неверным результатам работы системы. При использовании сертифицированного программно-технического комплекса «ЛЭРС-УЧЕТ» этого не произойдет, т.к. продукт постоянно обновляется.

Под операторами информационных систем ЖКХ в рамках настоящего Доклада подразумеваются специалисты организаций и предприятий жилищно-коммунального комплекса, а также представители региональных и федеральных органов власти, осуществляющие размещение информации вэлектронных системах, без изменения фундаментальных параметров таких систем (фундаментальные изменения могут вносить разработчики иадминистраторы систем).

Невозможно считать информационную систему полноценной без возможности её применения пользователями – теми людьми, которые лишьполучают из системы информацию и пользуются её сервисами. В информационных жилищных системах такими пользователями выступают потребители жилищно-коммунальных услуг.

Задача повсеместного приобщения граждан к использованию электронных информационных систем выглядит наиболее сложной. Однако,необходимо учесть, что информационные технологии всё прочнее входят в жизнь каждого гражданина нашей страны. Таким образом, включениеобывателей в информационную инфраструктуру идёт повсеместно, во всех отраслях хозяйственной деятельности. Тем не менее, представляетсянеобходимым массовое распространение инструкций по использованию информационных электронных систем ЖКХ, методических пособий,разъяснений. Желательно организовывать практические курсы и иные виды обучения.

Необходимо чётко осознавать, что даже не имеющий прав что-либо изменять в информационной системе пользователь, только лишь неверновосприняв уже размещённую информацию, способен принести некоторый вред как минимум репутации электронной системы.

В целом можно отметить, что использование информационных технологий в ЖКХ – это очень важный и актуальный аспект развития ЖКХ в целом.Однако, необходимо параллельно с внедрением информационных систем осуществлять обучение всех групп пользователей, операторов,администраторов правилам работы с такими системами.



В качестве глобальной информационной электронной системы ЖКХ представляется возможным использовать ПТК «ЛЭРС-УЧЕТ». В рамках развития информационных технологий предлагается предусмотреть:

1) Обеспечение возможности электронного документооборота между такими участниками жилищных отношений, как, например, РСО и исполнителикоммунальных услуг, предусмотреть унифицированные формы такого документооборота (акты, ведомости параметров и пр.)

Использование информационных технологий в ЖКХ

2) Обеспечение рассылки всем категориям пользователей «ЛЭРС-УЧЕТ» информации о возникших нештатных ситуациях на эксплуатируемых приборах учета

Использование информационных технологий в ЖКХ

3) Максимально широкое распространение электронных индивидуальных и общедомовых приборов учёта коммунальных услуг,самостоятельно передающих показания посредством сети Интернет или посредством коротких сообщений (SMS) через операторовмобильной связи. Интеграция таких приборов с информационными системами, обеспечение автоматического внесения показаний приборов учёта в информационные системы.

Использование информационных технологий в ЖКХ

4) Размещение в системе подробных инструкций по использованию сервисов системы различными категориями пользователей и операторов, в том числе видеоинструкций, разъяснений, примеров и т.п.

5) Обеспечение взаимодействия между потребителями ЖКУ, исполнителями КУ, надзорными инстанциями по вопросам качества предоставляемыхуслуг, разработка соответствующего регламента взаимодействия и электронного документооборота.

6) Обеспечение обратной связи с операторами и пользователями системы, в том числе интеграция модулей взаимодействия с социальными сетями, проведение различного рода опросов, оценка общественного мнения и т.д.

Использование информационных технологий в ЖКХ

6) Обеспечение раскрытия информации о деятельности не только исполнителей коммунальных услуг, но и о деятельности ресурсоснабжающих организаций, органов местного самоуправления в вопросах ЖКХ, органов региональной и федеральной власти. Разработка критериев эффективности деятельности всех указанных участников жилищных отношений, обеспечение возможности оценки и сравнения такой эффективности деятельности организаций, осуществляющих деятельность как в пределах одного муниципального образования, региона, так и организаций различных регионов страны.

Существенную роль в развитии ЖКХ предлагается отвести информационным технологиям. Построение качественных надёжных многофункциональных интегрированных друг с другом информационных электронных систем позволит обеспечить эффективный информационный

обмен между участниками жилищных отношений, разработка различных интерактивных сервисов позволит автоматизировать ряд процессов,существенно снизив нагрузку на специалистов жилищной сферы.

Оценить функционал системы Вы сможете посетив наш демо-сайт: www.lers2.vectors-saratov.ru

Уважаемый гость, в поля логин/пароль введите пожалуйста demo/demo

В целом, несмотря на огромное количество проблем в отрасли, ситуация в ЖКХ не является абсолютно безнадёжной, но очевидно требует проведениямасштабных мероприятий по улучшению. Выдвинутые в рамках настоящего Доклада предложения представляются первыми шагами на пути кмодернизации и развитию ЖКХ России.

Статья размещена ООО «Вектор-С».

Россия, г. Саратов, Саперная, 7

Использование информационных технологий в ЖКХ (8452) 555-395

Использование информационных технологий в ЖКХ (8452) 350-979

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 19.04.2016

 

Статья размещена ООО «Вектор-С».

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть