Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Мост через Керченский пролив: взгляд в прошлое

Первая версия моста через Керченский пролив получила жизнь осенью 1944 года. Мост был возведен всего за пять месяцев. Его конструкция не предусматривала архитектурных изысков - объект планировался как ЖД переход между континентом и полуостровом для оперативной доставки боеприпасов и военизированной техники. Создание такого сооружения в тяжелое для страны время говорит о высочайшем профессионализме мостостроителей той эпохи. В самые сжатые сроки был реализован проект, который смог повториться (в уже значительно улучшенном варианте) только лишь спустя десятки лет - в текущем году.


Мост через Керченский пролив: взгляд в прошлое

Сложность геологических условий


Керченский пролив отличается сложностью гидрографических и геологических условий, поэтому возведение моста вызывало сомнение у многих ученых того времени. Обусловлено это тем, что здесь расположены 2 глубоких разлома, с отходящими от них горными складками, формирующими необычные формы в виде арок. Они выступают провокаторами многих земных катаклизмов - оползней, грязевых выбросов вулканов, землетрясений и пр. К вулканической активности добавляется непредсказуемость течений и сильные ветра. Также нередки холода, приводящие к замерзанию пролива.

Планы партии - планы народа


Существуют исторические свидетельства о намерении Николая II выстроить мост через пролив еще в начале прошлого века, однако реализации этих планов помешали войны - русско-японская и затем ВОВ. Но этим фактам не особо можно верить, поскольку Россия тех времен не располагала ни опытом возведения супермостов в тяжелых геоусловиях, ни тяжелой спецтехникой. К тому же, в нем не было особой необходимости - было налажено сухопутное и ЖД передвижение. От этой авантюрной идеи отказались и в конце прошлого столетия (в пользу ЖД тоннеля под проливом).


Также существует информация о намерениях английского правительства возвести два больших моста - через Керченский пролив и Ла-Манш. Планирование моста приписывают и Сталину. Но по тем же причинам и это не нашло своей реализации - в мировой практике на то время еще не существовал опыт изысканий и проектирования подобных сложных объектов, возводимых в сложных условиях.


Военный фуникулер


В 1942 году, после оккупации Крыма, Вермахт начал работы по созданию надежной переправы через пролив. Основным ее назначением было обеспечение доставки нефти с планируемых к захвату нефтяных вышек Баку и Грозного.


После распоряжения Альберта Шпеера, а именно ему было поручено руководство строительством, началось создание канатной дороги в наиболее узком месте пролива. Это был своего рода фуникулер, предназначенный для строительных и военных грузов.


Однако доведение немцами строительства моста до конца, вызывает сомнения, поскольку в скором времени основные боеспособные части Вермахта были разгромлены под Сталинградом. Существующую канатную дорогу и сосредоточение строительных грузов советское командование бомбить не стало - Сталин планировал использовать их для возведения уже «своего» моста.


В середине лета 1943 фуникулер, имеющий протяженность в 5 километров, был запущен в эксплуатацию. Кинохроника того времени запечатлела конструкцию, зафиксированную на огромных опорах из дерева, по которой с помощью роликовой подвески переправлялись вагонетки-ковши. В них же эвакуировались и сами немцы, но это им не помогло - при отступлении они попали еще в большую мышеловку.


Мост через Керченский пролив: взгляд в прошлое

Облегченный мост


Отступая, немецкие войска не успели ликвидировать канатную дорогу. Вместе с оставшимися от них складами и мощной (на те времена) техникой, фуникулер перешел в руки наступающей Красной Армии.


Проект, разработанный советскими инженерами, предусматривал создание более полноценного моста, протяженностью в 27 метров, в состав которого бы вошло более ста пролетов. В масштабном возведении было задействовано 10 000 рабочих (с учетом привлеченных военнопленных немцев). Предмостное насыпное сооружение потребовало 400 000 куб. м грунта. Было смонтировано порядка 15 000 т металлоконструкций и забито более 4 000 свай (металлических и деревянных), отсыпано 35 000 куб. м дамб из природного камня и залито свыше 5 000 куб. м бетонной смеси. Спецтехники не хватало, поэтому большая часть работ была выполнена вручную.


Открытие движения по облегченному мосту было приурочено к ноябрьским праздникам 1944 года. Таким образом, в условиях военного времени был воплощен в жизнь уникальный для того времени проект, реализация которого заняла всего 5 месяцев (производительность - 30 м моста в сутки). Мировая практика подобных аналогов тогда еще не знала.


После продвижения фронта к западным пределам, мост уже не являлся стратегически важным объектом, к тому же, была восстановлена железная дорога, пролегающая через перешеек. Мост несколько утратил свою актуальность, внимание к нему ослабло, соответственно, ресурсы на содержание были значительно урезаны, Зимой 1945 года череда мощных штормов спровоцировала ледоход, и мост, укрепленный всего лишь пятью ледорезами, оказался почти на треть разрушенным. Поскольку страна в это время лежала практически в руинах, средства на его восстановление выделены не были.


Мост через Керченский пролив: взгляд в прошлое

Создание нового моста


Май 2018 года был отмечен введением в эксплуатацию (на 6 месяцев раньше предполагаемого срока) Крымского моста. Протянувшись на 19 километров, он имеет суточную пропускную способность, доходящую до 47 пар поездов и 40 000 авто. Создание проекта, с последующей реализацией в жизнь, было поручено ООО «Стройгазмонтаж» в самом начале 2015 года. Утвержденная смета была рассчитана на 227,92 млрд рублей, к строительству моста были привлечены 2 200 рабочих и свыше двухсот единиц спецтехники.


В строительстве нынешнего моста была использована самая современная тяжелая техника. Возведение уникальной конструкции длилось 3 года. По утверждению профессиональных мостостроителей, мировых проектов, реализованных в таких сложных геологических условиях, до этого времени еще не было.

Мост через Керченский пролив: взгляд в прошлоеМы в Telegram


Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 10.10.2018

 

Статья размещена ООО «История».

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть