Мнение: менее уязвимыми станут застройщики, которые успеют диверсифицировать свой бизнес
Первый заместитель генерального директора "Концерн РУСИЧ" Борис Лесков специально для "Строительной России"
Оценить последствия влияния кризиса и пандемии на строительную область сейчас крайне сложно. Во-первых, в арсенале российских девелоперов еще нет опыта по управлению бизнес-процессами в условиях пандемии и самоизоляции большей части населения.
Многие застройщики в России продолжают реализовывать свои проекты по старой схеме, без эскроу-счетов, таких около 80%.
Уточню, что для покупателя алгоритм покупки одинаковый (что по старой схеме, что с эскроу-счетами). А вот на дальнейшую судьбу застройщика влияет не способ реализации квартир, а объем привлеченных заемных средств. Так было и в кризис 2008-2009 гг., когда перекредитованные (чаще всего в валюте) девелоперы не смогли справиться с финансовыми обязательствами, что приводило к банкротству и поглощению мелких компаний более крупными игроками.
Сейчас стандартная банковская ставка для застройщиков варьируется в среднем от 11 до 15% годовых, самый большой процент застройщик платит, когда эскроу-счет пустой, и соответственно минимальный процент — при хорошей динамике продаж. Вывод: чем больше застройщик продает квадратных метров, тем меньше платит процент банку и наоборот.
Чтобы с минимальными потерями выйти из сложившейся ситуации застройщикам необходимо не только сохранить мартовские темпы продаж, но и постараться зафиксировать этот результат как минимум до осени. А это будет весьма непросто.
Ошибочно думать, что если застройщик продает по старой схеме — по 214 ФЗ, он строит жилье исключительно за собственные средства. Как и в случае с эскроу, у него может быть открыта как полная кредитная линия, так и частичная.
Схема продаж в условиях кризиса не столь важна, важен уровень закредитованности и темпы продаж. Именно последнее способно удержать на плаву застройщика независимо от схемы реализации квартир.
А темпы продаж в свою очередь зависят от платежеспособности населения, от господдержки в виде льгот и субсидий, от величины ипотечных ставок.
В условиях кризисах важна эффективность в управлении, в бизнес-процессах... Поэтому менее уязвимыми станут девелоперы, которые успеют диверсифицировать свой бизнес — не только с точки зрения стоимости квадратного метра, но и разнообразности форматов жилья в рамках одного проекта, а также финансовых инструментов — партнерских ипотечных программ, рассрочки, релевантных ситуации дисконтов и акций.
Подписывайтесь и будьте с нами:
Последнее изменение: 07.04.2020