Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Трансграничный железнодорожный мост: российско-китайский долгострой. Вернее, российский

Недавно мы рассказывали о мосте, построенном на границе КНР и КНДР. Объект был возведен китайскими строителями за три года, но до сих пор с 2014-го не сдан в эксплуатацию.

Дело в том, что северокорейцы, в обязательство которых входило лишь строительство инфраструктуры на своей стороне, так ничего и не сделали: мост заканчивается буквально в открытом поле. В 2019 году были достигнуты договоренности о завершении проекта и в скором времени новый объект, соединяющий две страны, наконец-то начнут использовать по назначению. 

Нечто подобное, к сожалению, происходит и с совместным мероприятием России и Китая. В 2007 году сторонами было объявлено о проекте железнодорожного моста через реку Амур, посередине которой проходит граница двух государств.

 
© ИА Синьхуа / xinhuanet.com
 
© ИА Синьхуа / xinhuanet.com

Сообщалось, что сооружение возведут с российской стороны от села Нижнеленинское Еврейской автономной области, а с китайской — от городского уезда Тунцзян провинции Хэйлунцзян.

В 2007 году зампред правительства ЕАО В. С. Гуревич заявил, что проект может стартовать уже к концу года. Но этого не случилось. В 2008 году, ссылаясь на подписанное соглашение между правительствами КНР и РФ, пресса писала о начале стройки в 2009-ом, при этом подчеркивалось, что реализован проект будет в течение двух лет, а Россия построит более 600 км. Подобные сообщения звучали и в последующие годы.

В итоге после договоренностей сторон лишь летом 2016 года началось возведение моста. Его длина по проекту — 2,2 км, причем большая часть досталась китайцам, и лишь 309 км выпало на долю российских строителей. Мост однопутный, но предусматривает совмещенную колею 1520 и 1435 мм для прохождения китайских и российских поездов соответственно. Проектная мощность моста составит 20 млн тонн в год, а грузооборот — порядка $ 60 млрд.

 
©
 
© skmost.ru

Российский проект, помимо возведения моста, подразумевает строительство железнодорожных подходов (5 км) и отсыпку насыпи (2,7 млн кубометров).

Китай приступил к работам чуть раньше, в России стартовать одновременно с соседями не успели из-за бюрократических проволочек. Слишком много времени ушло на согласование.

По проекту завершить объект должны были к июлю 2019-го. Китай закончил свою часть (1,88 км) уже к октябрю 2018 года, причем раньше намеченного срока. Тогда Центральное телевидение КНР торжественно сообщило об этом событии, отметив, что новый объект поспособствует улучшению торгового обмена между двумя странами.

Вот только когда это произойдет, до сих пор остается под вопросом. В то время как Поднебесная завершила стройку со своей стороны, окончание работ на российской территории даже не предвиделось.

 
©
 
© skmost.ru

Губернатор ЕАО А. Б. Левинталь в феврале 2019-го сообщил, что сроки будут немного сдвинуты — с июля по сентябрь. Но затем полпред президента РФ в ДФО Ю. П. Трутнев сказал, что раньше лета 2020 года завершить строительство вряд ли получится.

Но в том же 2019-ом после рабочего визита в ЕАО полпред заявил, что и к лету следующего года не успеют, только к концу 2020-го, хотя мост уже и был состыкован. Позже сроки сдвинули еще на год, и в августе текущего стало известно, что объект начнут эксплуатировать в первом квартале 2022 года. На сегодняшний момент проект со стороны РФ готов примерно на 75%.

Китай возлагает на мост большие надежды. По словам одного из партийных чиновников провинции Хэйлунцзян, поток грузов из России поспособствует экономическому росту Тунцзяна, который является одним из самых бедных городов провинции.

Пока китайская сторона терпеливо ждет вот уже четыре года, подчеркивая при этом, что русские — народ трудолюбивый и строители — молодцы. Но бюрократия в стране уж очень сильно мешает вовремя заканчивать такие крупные объекты.

 
© Управление по информационной политике ЕАО (Китайская часть моста)
 
© Управление по информационной политике ЕАО (Китайская часть моста)

На самом деле в ходе строительства озвучивалось несколько причин постоянного переноса сроков. Одна из основных — финансы. Как это нередко бывает в РФ, запланированных по первоначальной смете 9 млрд не хватило. Пришлось увеличивать бюджет еще на четверть млрд. Но и этого оказалось мало. И в 2019-ом заявили, что надо еще как минимум 2 млрд рублей.

Согласно последним сообщениям, вопрос о привлечение дополнительных средств еще решается. Хотя в конце прошлого года сообщалось, что финансировать достройку моста согласился Газпромбанк.

Были в ходе реализации и технические трудности, из-за чего пришлось пересматривать проект, что и потребовало дополнительных вложений. Уже во время строительства обнаружили, что в некоторых местах Амур глубже, чем указано в проекте — попросту вымыло дно.

Как отмечают отдельные специалисты, это можно было предвидеть, так как подобное случается на реке раз в 10-15 лет. И еще до начала работ в 2013 году, учитывая данный факт, некоторые выступали за пересмотр проекта.

 
© РИА Биробиджан /
 
© РИА Биробиджан / riabir.ru

В августе 2020-го заказчик проекта ООО «Рубикон» выпустил релиз, в котором говорится, что «технических проблем с реализацией проекта» нет, и если все решится с финансированием, то в первой половине 2022 года объект, наконец, введут в эксплуатацию.

Помимо выше озвученных, на сроки строительства повлияли и другие моменты. В 2018 году сообщалось, что рабочим на несколько месяцев задерживают зарплату, из-за чего те устраивали забастовку. Управление СКР по ЕАО проводило тогда проверку по заявлению 128 рабочих.

Как ни странно, но ничего удивительного в строительстве этого крупного международного объекта нет. Подобное происходит на многих российских мегапроектах, а мост через Амур как раз к таковым и относится. Остается лишь надеяться, что 2022 год станет окончательной намеченной датой сдачи объекта в эксплуатацию.

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 15.09.2020

 

Назад ко всем новостям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть