Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Как бизнес формирует хорошие привычки: экопримеры мировых компаний

Осознанное потребление — тема, которая сегодня хоть и не занимает первые строчки в информационной повестке, но тем не менее все чаще становится предметом дискуссий. Количество потребляемого пластика увеличивается ежедневно, а вот четкого понимания, куда отправить отслужившую упаковку, пока нет. Попытаемся разобраться, как проблему рециклинга решают мировые гиганты.

Масштабы проблемы

Весной 2019 года Дмитрий Кобылкин, глава Минприроды, выступая на расширенном заседании коллегии Министерства природных ресурсов и экологии РФ, привел неутешительные цифры. Согласно данным его доклада, в России ежегодно образуется 70 миллионов тонн отходов, из которых лишь 5-7% отправляется в переработку. Все остальное просто закапывается в землю. Если к этому добавить ежегодный рост коммунальных отходов в 3%, а также сроки разложения пластиковых пакетов и бутылок, то становится совсем жутко.


Есть на кого равняться

Опыт Японии, Швейцарии и Германии показывает, что проблема решаема. Вспомним, что еще полвека назад Токио буквально тонул в тоннах мусора, а сегодня это один из самых аккуратных городов планеты. Япония не так богата территориями, как Россия, и если бы страна не начала предпринимать меры по борьбе с твердыми бытовыми отходами, то к сегодняшнему дню, вполне вероятно, для рядового японца совсем не осталось бы места. В странах, в которых система рециклинга работает, как часы, действует целый комплекс мер.

Во-первых, создана эффективная инфраструктура, включающая мусороперерабатывающие предприятия, во-вторых, ведется активная информационная работа с населением. Граждане и предприятия информированы о том, что и каким образом они должны сдавать в переработку, действует система льгот и наказаний. В Японии маленькие дети собирают пластиковые крышечки от бутылок и получают за это ценные подарки. А вот если вынести на улицу пакет с мусором или технику с мебелью, то можно не только разориться на крупных штрафах, но и попасть под уголовную ответственность. В Швейцарии выносить мусор разрешается лишь в определенного рода пакетах, за нарушение данного правила придется заплатить 300 франков, что в пересчете на рубли составит больше 19 000.


Пример бизнеса

Последние несколько лет к решению экологического вопроса активно подключаются известные мировые компании. Так, H&M уже давно публикует отчеты социально ответственного развития. В компании действует несколько инициатив, направленных на достижение баланса потребления ресурсов и чистоты окружающей среды.

Например, сумки для шоппинга, которые висят у входа в каждый магазин, произведены из вторичного пластика. Сырьем для пластиковых аксессуаров служит также пластиковая упаковка, PET-бутылки, пакеты и пр. Переработка позволяет сэкономить огромное количество энергоресурсов, затрачиваемых на производство материалов из первичного сырья. В компании работает программа по приему отслужившей одежды, часть из которой отправляется в секонд-хенд, а часть — на переработку.

Экологические инициативы H&M во всем мире пользуются популярностью, а это значит, что забота о собственной планете откликается в сердцах людей.

Другой не менее популярный пример бережного отношения к природе — мировой гигант Apple. Ни для кого не секрет, что переработанный пластик, бумагу и биополимеры компания активно использует при производстве деталей. Подарочные карты iTunes, кстати, тоже не что иное, как переработанный пластик. Сырьем для вентиляторов в компьютерах MacBook PRO служат пластиковые бутылки, при производстве AirPort Express используются биополимеры, полученные из промышленного рапса. Осенью 2018 года Apple представила новый Maс mini, при производстве которого используется больше переработанного пластика.


В 2011 году в подмосковном Солнечногорске стартовал экопроект, созданный компанией Coca-Cola, заводом «Пларус» и администрацией Солнечногорского района. Инициатива получила название «Возьми пластик в оборот». Основная цель проекта заключалась в информировании населения о необходимости раздельного сбора мусора. По всему городу были установлены специальные контейнеры для сбора пластиковых бутылок. Содержимое контейнеров, которые стоят и сегодня, отправляется на предприятие «Пларус» — единственное в России производство, осуществляющее экологически чистую переработку использованных пластиковых бутылок по технологии bottle-to-bottle («новая бутылка из использованной бутылки»). Благодаря современным европейским технологиям бутылки перерабатываются в гранулированный полиэтилентерефталат, который в дальнейшем используется для производства различной упаковки.

Среди крупных предприятий также есть отличные примеры осознанного обращения с вторичным пластиком. Международный производитель строительных материалов, компания ТЕХНОНИКОЛЬ, начала свою деятельность в 1992 году. Вот уже более 10 лет Корпорация работает по принципам, известным во всем мире как бережливое производство. Философия, зародившаяся в послевоенной Японии, и в России нашла отклик.


Принципы бережливого производства включают широчайший инструментарий, направленный на повышение эффективности производства. Безусловно, сокращая потери, оптимизируя процессы, развиваясь, просто невозможно обойти стороной вопрос экологии. Разумное потребление энергии, сортировка, использование вторичного сырья, в конце концов, приобщение игроков отрасли к теме — вот что компания включает в понятие «экология». В состав ТЕХНОНИКОЛЬ входит 54 предприятия, из которых восемь производят экструзионный пенополистирол (XPS). На заводах по производству XPS уровень рециклинга полистирола приближается к 100%. Это означает, что в процессе производства практически нет отходов: все обрезки, крошка, плиты, не прошедшие контроль качества, отправляются на переработку.

Если переводить это в цифры, то доля собственных отходов составляет около 20-21%, из которых 18-20% — это стружка после фрезеровки и обрезки под требуемый размер плиты, а еще 1-3% составляет некондиционная продукция, которая отклонена отделом контроля качества из-за несоответствия характеристик плиты требуемым значениям (например, по показателям прочности на сжатие, теплопроводности, водопоглощению).


На каждом заводе организован раздельный сбор мусора, сотрудники предприятий собирают, а затем отправляют переработчикам картонные втулки от стрейч-пленки, мешки ПВД, лом пластика, отходы полипропилена и пр. Только с января по сентябрь 2019 года это сэкономило компании более четырех миллионов рублей.

Но, пожалуй, одна из самых важных миссий ТЕХНОНИКОЛЬ — приобщение строительного сообщества к проблеме экологии. Несколько лет назад начала действовать программа «ТН-рециклинг». В рамках данной инициативы ТЕХНОНИКОЛЬ предлагает застройщикам освободить строительные площадки от отходов полистирольной упаковки, а также заработать на чистоте. При определенных объемах компания не только платит за сданный вторичный полистирол, но и организует транспорт от строительной площадки до предприятия.


Раздельный сбор мусора — это просто, стоит лишь начать

Постепенно движение за чистую Землю набирает обороты, все больше частных лиц и компаний становятся активными его участниками. В крупных городах все чаще открываются пункты приема вторичного пластика. В зависимости от компаний-переработчиков, с которыми работают организаторы сбора, могут меняться правила приема пластика. Но в целом они похожи: использованную пластиковую упаковку необходимо сполоснуть, смыв остатки содержимого, обратить внимание на маркировку, указанную на таре, а после выяснить, принимается ли данный вид пластика в конкретном пункте сбора. Упаковка без маркировки, как правило, не принимается нигде.

  • Попробуйте начать сегодня, и уже завтра мы все будем жить в чистоте.

 

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 19.12.2019

 

Статья размещена Корпорация «Технониколь».

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть