Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

А ведь адронный коллайдер чуть было не запустили в СССР

Про Большой адронный коллайдер, построенный на территории Швейцарии и Франции, слышали практически все. Его запуск в своё время наделал много шума. А вот о «старшем брате» и аналоге – ускорительно-накопительном комплексе (УНК) Института физики высоких энергий – знают немногие. Хотя находится он совсем рядом с Москвой: на 97-м километре Симферопольского шоссе.

Советский адронный коллайдер никогда не запускался и уже не будет запущен: «перестройка» и развал экономики в 90-е поставили крест на этом проекте. Как и на многих других. Объект не был достроен, однако находился в высокой степени готовности.

«Метро» без поездов

Кольцевые тоннели ускорительно-накопительного комплекса находятся под землёй, на глубине от 20-ти до 60-ти метров (в зависимости от рельефа местности). Длина основного кольца ускорителя – 21 километр. Это тоннель, похожий на метрополитеновский, диаметром в 5 м. По своей протяжённости он не уступает тоннелю кольцевой линии столичного метро.

Кроме подземных сооружений, в первой половине 80-х на объекте было возведено немало вспомогательных помещений, которые связаны с поверхностью земли вертикальными шахтами.

Проект УНК (слово «коллайдер» в СССР не использовалось) берёт начало ещё в 1965 году. Физики-ядерщики, которые жили в закрытом подмосковном научном городке Протвино, экспериментировали с ускорением частиц на новейшей установке того времени – протонном синхротроне, успешно разработанном и запущенном в 1967 году.

Этот небольшой ускоритель, хорошо освоенный и многократно испытанный, должен был, по замыслу учёных, стать своеобразным вспомогательным «пусковым двигателем» для нового огромного ускорительно-накопительного комплекса.

Что успели сделать до развала СССР

Активная фаза строительства советского Большого андронного коллайдера развернулась в 1983 году. Были проложены вертикальные шахты, из которых метростроевцы повели прокладку тоннелей. Проходческие машины формировали тоннели, полости которых выстилались бетонными плитами с металлоизоляцией. 30-сантиметровым слоем бетона, обшитым металлическими листами.

К 1988 году строители закончили 70% основного 21-километрового тоннеля и 95% – тоннеля инжекции (канала длиной больше 2,5 км, для перевода пучка частиц из протонного синхротрона в основной ускоритель). Построено было 3 из 12-ти зданий инженерного обеспечения, более 20-ти наземных промплощадок. Ко всему этому были подведены трассы отопления и водоснабжения, сжатого воздуха и высоковольтных линий электропередач.

Несмотря на ставшее скудным финансирование, к 1991 году удалось замкнуть подземное кольцо основного тоннеля. Инжекторный канал также доделали на все 100%. Завершили и возведение нейтринного телескопа на далёком Байкале, который был предназначен для «ловли» частиц, разогнанных в УНК и выведенных в землю в направлении великого озера. Нейтринный телескоп на Байкале существует и теперь: на 3,5 км расстоянии от берега и на километровой глубине.

Однако запустить УНК и после этого было нельзя: тоннель нужно ещё оснастить магнитной обшивкой, создающей поле для разгона частиц. Изготовили всего лишь несколько десятков 10-тонных сверхпроводных магнитов (а нужно было 2,5 тысячи штук). Объект забросили, и он стал приходить в запустение.

Но и на заброшенный ускоритель приходится сегодня регулярно тратить бюджетные средства: откачивать воду из тоннелей, бетонировать лазы сталкеров. Если совсем «махнуть рукой» на объект, то он может нанести ущерб экологии региона.

А зачем вообще нужен Большой адронный коллайдер? Истинной правды никто нам не скажет. Наивно было бы предполагать, что Европейский центр ядерных исследований потратил на строительство этого объекта более 7 мрлд евро просто ради того, чтобы «разгадать тайны образования нашей Вселенной». Конечно, должна преследоваться некая коммерческая выгода.

Вполне возможно, что учёные хотят понять, как образовалась Вселенная. Но у инвесторов наверняка есть и более приземлённый интерес к эксперименту.

Одно из предположений гласит, что коллайдер является инструментом для создания телепорта, либо он и есть сам телепорт. Это косвенно подтверждается данными эксперимента, когда во время испытаний частицы исчезали и появлялись в другом месте. Речь идёт о доказательстве теории суперсимметрии и опытах с телепортацией частиц (а в будущем – и объектов!)

 

© фото andrive.ru, oku.ihep.su, A. Solomonov / RIA Novosti archive

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 09.01.2020

 

Статья размещена ООО «История».

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть