Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Ладожский канал – один из крупнейших проектов Российской империи

Эпоха Петра I насчитывает немало масштабных строительных и инфраструктурных проектов. Первое, что приходит на ум — основание Санкт-Петербурга. Однако помимо этой грандиозной стройки в первой половине XVIII века в Российской империи реализовывались и другие крупные проекты. Один из них — Ладожский канал.

Доставлять груз разного назначения водным путем в новообразованные города (Питер и Кронштадт) оказалось непросто: суда в районе Ладожского озера часто терпели крушения. Согласно документам того времени, ненастье настигало чуть ли не каждое третье судно на Ладоге. В 1718 году в одном из указов Петра I говорилось, что «сим летом с тысячу судов пропало».

Карта Ладожского канала (1741-1742 годы)


Именно поэтому и возникла идея альтернативного пути. Согласно разработанному проекту (первые чертежи царь делал сам), длина судоходного канала должна была составить 111 км (от Старой Ладоги до Шлиссельбурга, от реки Волхов до Невы) при ширине от 20 до 25 метров и глубине 2,13 м (1 сажень) ниже уровня Ладожского озера.

Работы начались весной 1719 года. Орудовали кирками да лопатами. За сооружение канала отвечал обер-прокурор Григорий Скорняков-Писарев, ему помогало два немецких инженера. По плану завершить проект должны были через два года. Однако стройка шла медленно. Частые инженерные просчеты давали о себе знать. Работы были организованы не лучшим образом, из-за чего гибло много людей. Обещанные жалования вольнонаемные получали с задержками.


В 1721 году стало понятно, что работы далеки от завершения. Те, кому было поручено руководить реализацией проекта, не только не выполнили план, но и израсходовали все средства, выделенные из казны. Причем часть суммы ушла в неизвестном направлении. Все виновные были наказаны (обер-прокурор Григорий Скорняков-Писарев разжалован в рядовые), однако проект требовал довершения.

Руководить строительством Петр пригласил немецкого инженера Бурхарда Мюнниха (в будущем он станет генерал-фельдмаршалом российской армии и будет известен под именем Христофор Антонович Минних). Он значительно скорректировал проект. Изначально Ладожский канал предусматривался безшлюзным, однако Минних включил шлюзы в план (с обоих концов канала) для выравнивания уровня воды в бассейнах. Также были предусмотрены водоспуски, плотины и водохранилища.

Шлюз в устье канала, Шлиссельбург


С учетом всех этих изменений требовались новые, куда большие вложения, а денег на проект практически не было (войны со шведами и Персией серьезно исчерпали казну). Поэтому государь решил, что спонсировать этот масштабный проект будет вся страна: Петр ввел так называемый канальный налог. Купцы должны были отдавать с каждого полученного рубля по 5 копеек, а крестьян обязали вносить в казну по 70 копеек в год.

При Миннихе смертность среди рабочих резко сократилась, да и жалования стали получать вовремя. Строительство с 1723 года шло организованно, и к 1730-му проект был закончен (уже после смерти Петра I). Интересно, что Минниху пришлось убеждать Екатерину I в продолжении работ на канале (тогда стройка чуть не остановилась). Торжественное открытие нового водного пути состоялось уже при следующей императрице — Анне Иоановне. С мая 1731 года по каналу от Старой Ладоги до Шлиссельбурга наконец стали курсировать грузовые суда.

© Денис Жилин / CC BY-SA 3.0 (Шлюз в Новой Ладоге)


В общей сложности на объекте было задействовано около 60 тыс. человек.

Благодаря этому сооружению, а также Вышневолоцкой водной системе (еще один проект того времени), Санкт-Петербург был соединен водной транспортной системой с центральными губерниями.

Канал стал крупнейшим гидротехническим сооружением Европы XVIII века. Прослужил он относительно недолго: из-за сильной засухи 1826 года канал сильно обмелел, и судоходство по нему стало невозможным. Проекты его реконструкции не получили одобрения. Вместо этого во второй половине XIX века параллельно старому был построен новый канал протяженностью 111 км.

В 1830 году вышла статья российского ученого Н.П.Щеглова, в которой подчеркивалось, что для экономического развития страны первоочередное значение имеет создание железнодорожной сети. Поэтому с развитием нового вида транспорта в конце XIX-начале XX вв. некоторые гидротехнические сооружения стали играть второстепенную роль, в том числе и Новоладожский канал.

использованные изображения (если не указано иначе) — часть фонда общественного достояния

 

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 18.05.2020

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть