Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Сборный железобетон: начать с проектов, достойных тиражирования

Об актуальности сборного железобетона в современном строительстве, как одной из наиболее эффективных технологий, речь шла в недавней публикации (ссылка в конце). С чего начать внедрение?

Своим видением делится Павел Сапожников, генеральный директор ООО «Группа Компаний «ЭкспертПроектСтрой», кандидат технических наук, доцент кафедры строительства и городского хозяйства БГТУ им. В. Г. Шухова.

 
© Павел Сапожников

Старая-новая технология. С чего начинать внедрение?

Как любая технология внедрения — она имеет начало и конец, имеет задачу, мотивирующую часть и непосредственных участников процесса. И все они должны быть замотивированы на конечный результат.

Парадоксально, но рассмотрение отрасли под тем или иным углом сводится к тому, что, к сожалению, нет на сегодняшний день необходимых инструментов мотивации, которые сподвигли бы учёных, проектировщиков, производителей стройматериалов и непосредственно строителей на поиски наиболее оптимальных решений.

При том, что уже внедрён Институт эффективных проектных решений, статистика нам выдаёт, что по этим проектам объём доторговки доходит до 30% стоимости… То есть мы рапортуем о том, что проект эффективный, проводим через всю процедуру, узаконивающую его как эффективный, затем начинаем строить и до 30% увеличиваем его стоимость.

 
© Строительная Россия

Как титул — да, как результат — нет сегодня такого Института. Отрасль в целом сложена таким образом, что эффективной движущей силы, замотивированной на общий необходимый результат, нет.

Так и со сборным железобетоном. Это — то же внедрение наиболее рациональных и перспективных решений, если соотнести с рынком европейских партнёров. Но из-за отсутствия замотивированной движущей силы, из-за инертности процесса имеем в итоге результат, который, мягко говоря, далёк от положительного.

Это не означает, что ничего не нужно менять и делать — однозначно необходимо двигаться вперёд.

Ключевой игрок, который сегодня максимально замотивирован в технологиях быстровозводимых зданий — это девелопер. И на них нужно опираться, так как доля жилья в общей массе строящихся объектов — больше половины.

Следующий игрок — государственный заказчик, которому, на мой взгляд, следует вмешаться в регулирование данного процесса с позиции участника–проектировщика и производителя сборного железобетона. Так мы получим нормальную рабочую схему с нормальным эффективным внедрением и ожидаемыми итоговыми результатами, а именно: наиболее дешево, наиболее качественно, отвечая эксплуатационным свойствам.

 
© Daniel Ter Haar

Чтобы не жить в «коробках»

Сегодня нет-нет, да услышишь брошенную в адрес панельных домов фразу «Понастроили коробок…». Не стану даже оспаривать это, но, заходя в современный кирпичный или каркасный дом, я вижу «панель». Да, сделали побольше кухню, немножко пересмотрели коридор и переиграли санузлы, но это та же панель с теми же принципиальными решениями…

Всё дело в том, что архитекторы, которые как будто начинают проектировать здание с нуля, однозначно берут в качестве аналога что-то уже апробированное, обкатанное, дабы внести туда свои изменения по минимуму, потому как планировка жилого дома — достаточно сложный вопрос, в силу целого набора объективных и субъективных причин.

Во-первых, нормы пожарной безопасности. Одна эвакуационная лестница обслуживает 500 м2 площади этажа. Сделать его больше на одну эвакуационную лестницу не получается, а меньше – экономически не целесообразно.

Второе — регламентирована глубина освещённости помещения. Мы не можем сделать дом круглым, т.к. должны иметь комнаты с рекомендуемыми конфигурациями.

В-третьих, по нашим санитарным нормам есть требования к инсоляции. Знают об этом читатели или нет, но жилые помещения должны освещаться солнечным светом в строго минимальном его количестве. Если света в жилое помещение попадает меньше, оно признаётся не соответствующим требованиям инсоляции. Их нарушение приводит к тому, что в квартирах заводятся жучки, грибки и тому подобное, что начинает негативно сказываться на здоровье человека.

 
© pixabay.com

В-четвёртых, есть набор инженерных сетей, сформирование которых в стояки или вертикальные коммуникации — изначально дешевле.

Ну и, в-пятых, есть такое понятие, как соотношение продаваемой площади к местам общего пользования. Мы заинтересованы в том, чтобы площадей было как можно больше, а мест общего пользования, например, лестничных клеток или лифтовых холлов, — как можно меньше.

Я лишь крупно пробежался по нормам, но всё это накладывает жёсткие ограничения на итоговое планировочное решение этажа. В данном ключе проектные решения, которые делались в несколько итераций, по объективным причинам получаются гораздо лучше.

А панельные дома, о которых мы говорим, это как раз те самые серии, где планировки принимались учёными мужами в несколько этапов, да ещё и с чёткой нацеленностью на оптимизацию тех или иных моментов.

Поэтому — да, на сегодня, в рамках построения бизнеса и структурирования условий проживания, соотношений продаваемой площади и мест общего пользования и минимизации требований, предъявляемых к таким зданиям, дома из сборных железобетонных конструкций получились самыми эффективными.

Но хочу вернуться к целям. Конечные потребители, а это мы с вами, должны быть удовлетворены. Меняется время, меняются условия жизни, наши требования к самим себе и тому пространству, где мы сосуществуем… Всё это формирует и новую платформу спроса.

Если мы говорим об удачном начинании, то оно изначально должно быть ориентировано не на то, кому как удобней и как бизнесу получить прибыль, а на то, насколько будут удовлетворены конечные потребители.

 
© Павел Сапожников

Вот когда этот критерий станет ключевым показателем, тогда все сопутствующие процессы гармонично впишутся. Если же удовлетворённость потенциального приобретателя квартиры будет по остаточному принципу, то лучше и не начинать.

И здесь мы сразу же сталкиваемся с проблемой. Нас удовлетворить очень сложно, мы сами до конца не понимаем, чего хотим. А после погружения и понимания вопроса стоимости квадратного метра жилья, её ключевых параметров, мы понимаем, что хотим чего-то более достойного, но за меньшие деньги.

Главное, чтобы мы в погоне за удовлетворённостью каждого из потенциальных потребителей не получили несводимую задачку в виде сумасшедшей вариативности с отсутствием конечного итогового результата.

Несущий каркас и перекрытие жилых домов

Не открою ничего нового, говоря о том, что сборный железобетон помогает снизить материалоёмкость конструкций на 15-20%, трудоёмкость на стройплощадке — практически вдвое, и сократить сроки строительства объекта в целом на 30%.

Все основные проблемы современной стройки — сложность и длина технологических процессов, высокая трудоёмкость и низкая индустриализация — решаются сборным железобетоном. Давайте посмотрим Книгу рекордов Гиннеса: наиболее быстро возводимые здания — это сборка. Условно говоря, за 15 дней собирают небоскрёб!

 
© pikist.com

Возвращусь чуть-чуть в историю, когда благодаря данным свойствам, мы имели колоссальное развитие сборного железобетона в советское время, но потом от него отказались. Почему? Что послужило причиной? Должны же тогда быть минусы, раз от такой панацеи, решающей целый комплекс вопросов и задач, вдруг отказались.

Во-первых, заводы ЖБИ остались в прошлом. Их бы, наверное, подтянули, если бы на тот момент был соответствующий спрос, но спрос на старые железобетонные здания тоже упал. Нынешние потребители, даже мирясь и живя в советской «панельке», и посещая больницу или детский садик из сборного железобетона, хотят видеть что-то другое.

Они не знают, как сборный железобетон может выглядеть по-иному, а как выглядят другие здания — знают. Поэтому смотрят на красивые картинки и говорят: «Хочу вот так». Потом они подсознательно осознают, что это не сборный железобетон. А следующим этапом делается вывод: применять его мы не будем, рынок этого уже не хочет.

Когда мы рассматриваем опыт наших иностранных коллег, то там это сборный железобетон. Почему? Как им удалось преодолеть этот негатив и нежелание жить в зданиях такого уровня? — Очень просто. Номенклатура железобетонных конструкций в десятки раз больше!

Автоматизированные процессы внутри производства железобетонных изделий позволяют получать другого уровня продукт. За рубежом по-другому решены технологические узлы сопряжения ЖБИ, из-за более высокого качества совсем иные допуски между стыками, швами и так далее.

В итоге здание представляет собой не то старое доброе железобетонное, где «железобетонное» — в качестве имени нарицательного, — как сваренное на уголках, в ржавых подтёках и с перекошенными панелями, — а выглядит совсем по-другому и отвечает требованиям бюджета заказчика, и даже изысканного заказчика, который готов платить больше. Ибо даже его требования за счёт большой номенклатуры и наличия большего инструментария удовлетворяются.

Вообще, один из этапов эффективного внедрения — это дублирование какого-то процесса с оптимизацией и развитием тех или иных моментов. Революций не надо, они не эффективны ни в одной из областей. Потому это целая последовательность мелких шажков, оптимизаций и продвижений вперёд, которые в итоге своим количеством и переводят нас на иной качественный уровень.

Так, здания с железобетонным каркасом сегодня получили наибольшее распространение. Что мы можем переделать в части конструктива? — Уйти от монолитного каркаса и перейти на сборный. Почему же этого не сделали до сих пор, какая основная проблема при проектировании? — Потому что серий, позволяющих это сделать свободно, нет. Хотя есть большинство наработок белорусского варианта, чебоксарского, есть серия 1.020.

 
© Bidgee / CC BY-SA 3.0 AU

Сегодня мы готовы реализовать каркас с учётом существующих отработанных моделей без выступающего ригеля — что является ключевым фактором в сборно-монолитном исполнении с гибкой архитектурой, отвечающей требованиям потенциального заказчика каркаса, — и привязать к данному каркасу максимальный объём тех положительных качеств, которые характерны для сборного железобетона, не ухудшив его эксплуатационных свойств.

Поможет ли это дальнейшему продвижению? — Однозначно, поможет. Изменит ли всё целиком? — Нет. Потребуется ли трансформация наших заводов ЖБИ? — Несомненно. Другой вопрос — насколько масштабная, в рамках инструментария и парка имеющихся металлоформ.

Под один дом, экспериментально, строить завод — неверно. Готовы ли мы с кем-то совместно данный проект сопроводить и принять на себя риски по его реализации? — Конечно, готовы!

Безусловно, продвижение подобных внедрений с участием государственных систем, осуществить гораздо проще. Можно в рамках государственной программы на базе существующего Института эффективных проектных решений разработать проект детского сада, условно говоря, на 140 и 280 мест для тиражирования по всей стране и поставить государственный завод для выпуска железобетонных конструкций под заказ таких детских садов длиной в 10 лет.

Здесь уже появляется достаточно интересный инструмент мотивации на государственном уровне, позволяющий за этот отрезок времени «отбить» завод и заработать денег, оснастив детскими садами нуждающиеся в них населённые пункты. Девелопер на это не пойдёт, а вот государство — запросто, если, конечно, найдутся те ключевые игроки, которые будут заинтересованы в конечном продукте.

Будет это детский сад или школа, или сельский дом культуры, или ещё что-то — не принципиально. Запуститься на платформе детского сада, а потом начать заводить на это же предприятие заказы по перечисленным объектам, и реализовывать дальше на территории РФ — вот это уже шаг с государственным размахом. А для начала достаточно где-то в центре транспортных развязок железнодорожных путей, к примеру, в Ростове, — установить данное предприятие.

Здесь я бы, честно, использовал опыт наших зарубежных партнёров. Да, в части идеи, научной мысли, мы можем дать фору многим. Нам есть чем гордиться. У нас очень сильная наука и хорошие качественные разработки — это правда.

Но в части точности изготовлений, инструментальной базы и производства непосредственно железобетонных изделий мы отстали. А если так, то почему бы не обратиться к тем, у кого это реализовано и успешно работает?

Вместо послесловие

Я не случайно обратил внимание на зарубежный опыт. Приведу один маленький пример, который хорошо демонстрирует возможность создания архитектурного облика. Эта сборная железобетонная конструкция представляет собой общественный туалет кабинок на пять, с мужскими и женскими отделениями. Но, согласитесь, это красиво, достойно, а главное — антивандально.

 
© Павел Сапожников

И вот когда смотришь на это железобетонное изделие заводской готовности, собранное непосредственно здесь, представляющее из себя по большому счёту тот же самый биотуалет, и вспоминаешь, как это реализовано у нас в наборе пластиковых кабин или в наборе кирпичного здания, то сразу говоришь: «Я хочу вот такой сборный железобетон». И из обычного туалета мы получаем арт-объект — создаём конкретное изделие в виде архитектурного бетона.

Парадоксально. Когда мы говорим об архитектурном бетоне — есть такой термин, — подразумеваем, что это архитектурные элементы, создаваемые из железобетона, как из искусственного камня, потенциал которого переоценить невозможно: хочешь вазоны — будут вазоны, хочешь бордюры — будут бордюры, хочешь лавочки — пожалуйста, и так далее. Спектр архитектурного бетона — широчайший, только давайте его применять.

Когда речь заходит о сборном железобетоне, то мы почему-то говорим: «Какое убожество из этих пяти непонятных элементов, которые сварены между собой через уголок, ржавеют, косят и так далее». Так вот, на данный момент я говорю о сборном железобетоне, который формируется по принципу архитектурного бетона: когда заводы железобетонных изделий выпускают сборную строительную конструкцию, по большому счёту как архитектурный бетон, из которого без дополнительных финишных обработок собирается готовое изделие.

Мы говорим вот об этом витке развития. — Когда объединяем у себя в голове архитектурный бетон как сумасшедший потенциал, за которым будущее, и сборный железобетон как вчерашний день, о котором даже вспоминать не хочется, и используем так, как считаем нужным.

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 12.08.2020

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть