Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Падение рубля и карантин: как подобный «коктейль» повлияет на коммерческую недвижимость

 

Сегодня из-за падения рубля и карантинных мер возникает много вопросов относительно будущего строительной отрасли и сферы недвижимости. Один из пунктов — что ждет рынок аренды?

Руководитель отдела маркетинга ЖК "Мечта" Евгений Сорокин рассказал «Строительной России», что в ближайшее время вряд ли произойдут кардинальные изменения. В то же время он отметил, что если экономическая ситуация не улучшится и повторится кризис 2008-2009 годов — спрос на съемные квартиры будет снижаться, а арендные ставки падать. Люди станут отказываться от аренды квартир в престижных районах в пользу более экономичных вариантов, а кто-то — перебираться из Москвы в близлежащие города.

Что же касается рынка коммерческой недвижимости, то нынешние потрясения уже отражаются на данной сфере. Прокомментировать ситуацию и дать прогноз мы попросили экспертов.

Падение рубля и карантин: как подобный «коктейль» повлияет на коммерческую недвижимость


Екатерина Ильинская, урбанист, директор по маркетингу Media 108, делегат ООН от РФ (Ежегодный Всемирный День Городов):

— Сегодняшний кризис беспрецедентен, поскольку впервые он касается не только финансов, но и в равной степени социальной сферы – сферы коммуникаций, моделей потребления. Именно этот период станет знаковым и решающим для оформления тенденций в жесткие поведенческие паттерны, новые паттерны. Там, где переход в онлайн был возможен, но тормозился по разным причинам, сейчас будет совершен очень быстро, поскольку аудитория не просто готова подстроится под него, а напрямую этого требует.

Нынешняя ситуация в корне изменит отношения с коммерческой недвижимостью в средне- и долгосрочной перспективе практически во всех сферах бизнеса. Часть работодателей осознает удобство и финансовые выгоды содержания части штата на удаленном режиме, что, в том числе, сейчас лоббируется и на уровне законодательства.

Ликвидными останутся небольшие площади, мобильные пространства, возрастет спрос на коворкинги. Текущие же арендаторы задумаются о сокращении площадей. Часть ритейла окончательно уйдет в онлайн.

На FMCG существенно повлияет и сокращение доходов населения. Если угроза инфицирования затянется, потребитель быстро привыкнет к мелкооптовым покупкам, которые также удобнее совершать онлайн. При этом возрастет нагрузка на небольшие логистические и распределительные центры.

Александр Вихарев, генеральный директор инвестиционной компании «Investore»:

— Наша страна далеко не первый раз входит в кризисный период со всеми сопутствующими ему социально-экономическими последствиями. Замедление экономики неизбежно коснется и рынка недвижимости. К сожалению, в этот раз помимо падения национальной валюты, вдобавок мы получили еще и карантин. Для торговли, и в частности стрит-ритейла, подобный «коктейль» особенно опасен, поскольку он физически «отлучает» покупателя от кассы. Как следствие, через значительное падение выручки, снижается платежеспособность арендатора. В результате получаем просадку рынка аренды коммерческой недвижимости.

Оперативные данные о финансовых результатах торговых сетей в Москве говорят о следующей динамике в различных категориях ритейла:

- Продажа одежды off-line: - 30%

- Продажа ювелирных изделий: -60%

- Продажа парфюмерии: -50%

Особое искреннее сочувствие вызывают проекты, которые только что вышли или в процессе выхода из инвестиционного периода и очень рассчитывают на выручку стартового периода на волне ажиотажного интереса к новому проекту. В прошлые кризисы так бы и произошло, потреблять «как в последний раз» свойственно для россиян.

Падение рубля и карантин: как подобный «коктейль» повлияет на коммерческую недвижимость

Сегодняшняя реальность осложняется гипертрофированной угрозой вируса. Даже крупные, устоявшиеся игроки рынка HoReCa ощущают угрозу. К примеру, в Санкт-Петербурге рестораторы подали коллективное обращение к губернатору города с просьбой поддержать их в период пандемии в части освобождения от уплаты налогов, оплаты коммунальных услуг, а также посодействовать в получении льготных кредитов. Подобные меры призваны помочь бизнесу удержаться на плаву.

Не исключено, что и владельцам помещений придется поддержать своих арендаторов снижением ставок или арендными каникулами. Если рассуждать о влиянии на рынок коммерческой недвижимости падения курса национальной валюты, то в этом контексте стоит скорее предположить, что на рынке появится большое количество «эмоциональных» сделок как покупки, так и продажи объектов различного качества. В попытке предугадать изменения экономической ситуации, люди пытаются либо выйти из недвижимости в деньги, либо наоборот — избыток ликвидности разместить в наиболее надежный актив, а именно в коммерческую недвижимость.

Практика прошлых лет показала, что по завершению кризиса, первые также возвращаются на рынок недвижимости. Те, кто все еще хранит деньги в рублях и хотел бы заработать на спекулятивных операциях с валютой, уже опоздали, основной скачек курса уже произошел.

Классические финансовые инструменты не гарантируют стабильной доходности. Остается наиболее надежный и стабильный актив - коммерческая недвижимость. И в период кризиса на рынке наверняка появятся очень интересные, инвестиционно-привлекательные объекты. Но не стоит забывать, что кризисный период ограничен во времени и мы неизбежно вернемся к привычной нам жизни. Стабилизируется и рынок коммерческой недвижимости. Таким образом, стоит задуматься о том, с чем каждый из нас планирует выйти из кризиса.

 

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 23.03.2020

 

Назад ко всем новостям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть