Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Великий трансокеанский канал Никарагуа: самая масштабная стройка американского континента снова под вопросом

Благодарим за помощь в подготовке материала ведущего научного сотрудника Института Латинской Америки РАН, к.э.н. Николаеву Людмилу Борисовну

История проекта судоходного канала через Никарагуа имеет почти 500-летнию историю. Еще испанские колонизаторы искали более короткий маршрут из Тихого океана в Атлантический, дабы не огибать южноамериканский континент. С самого начала рассматривалось два основных варианта — через Панаму и через Никарагуа.

Последний хоть и был в три раза длиннее, но благодаря большому озеру и полноводным рекам, копать пришлось бы в 1,5 раза меньше, чем в Панаме. Споры и размышления о месте будущего гидротехнического сооружения не прекращались вплоть до 1878 года, когда был утвержден проект Панамского безшлюзного канала.

Великий трансокеанский канал Никарагуа: самая масштабная стройка американского континента снова под вопросомСтроительство Панамского канала, иллюстрация 1885 года

Французская кампания тогда провалилась. И уже в XX веке к этому вопросу вернулись американцы, чье влияние в регионе становилось все сильнее. В тот момент вновь прозвучали предложения проложить маршрут через Никарагуа. Но панамский объект уже был готов на треть, и казалось, что проще довершить начатое европейцами. Однако последние просили за концессию на сооружение канала слишком большую цену.

Тогда США пошли на хитрый ход: они заключили договор с Никарагуа, который давал им «зеленый свет» на сооружение судоходного маршрута. Французы, решившие, что американцы вернулись к идее канала через Никарагуа, значительно снизили цену и продали всего за $ 40 млн, как права на достройку Панамского канала, так и все оборудование, которое было задействовано на объекте.

Франция пыталась активно продвигать идею, что никарагуанский маршрут более опасный из-за вулканов и землетрясений. Но все-таки отказались США от этого варианта не из-за боязни природных катаклизмов. Хотя в некоторых источниках можно встретить и такой вывод.

Великий трансокеанский канал Никарагуа: самая масштабная стройка американского континента снова под вопросомСтроительство Панамского канала американцами в 1913 году

Официально Панамский канал открыли для судов ровно сто лет назад, в 1920-ом. А к 2000-му году, согласно первоначальным договоренностям, объект полностью перешел во владение центральноамериканскому государству. Сегодня Панама ежегодно получает свыше $ 2 млрд от эксплуатации канала.

Инвестиции Китая и интересы России

Кто знает, как сложилась бы историческая судьба Никарагуа, если бы еще в XIX веке решение о строительстве канала приняли бы в пользу ее территории. Сегодня это одна из беднейших стран западного полушария. Ее экономика с конца 1970-х находится в плачевном состоянии: в 1980-е в стране шла гражданская война, по сути ставшая частью Холодной войны между США и СССР.

Великий трансокеанский канал Никарагуа: самая масштабная стройка американского континента снова под вопросом© Kaidor / CC BY-SA 4.0 (Карта Панамского канала)

До 1990-х некоторую поддержку Никарагуа оказывали страны соцлагеря. Сегодня таких щедрых союзников у государства нет, но есть надежда на новый судоходный канал, который может существенно поправить непростое экономическое положение.

Именно поэтому в 2012 году Национальная Ассамблея Никарагуа подавляющим большинством проголосовала за предоставление международной концессии на строительство межокеанского канала.

Увеличившийся объем мировой торговли тоже диктует свои правила, требуя дополнительных современных маршрутов. Панамский канал даже после модернизации не удовлетворяет всех потребностей, имея пропускную способность не более 50 судов в сутки.

Великий трансокеанский канал Никарагуа: самая масштабная стройка американского континента снова под вопросомПанамский канал в 2017 году

В никарагуанском сооружении заинтересовано сразу несколько стран. В первую очередь это Китай, который в лице бизнесмена Ван Цзин и решил взяться за реализацию масштабного проекта. Но есть мнение, что за ним стоят непосредственно власти КНР, которым канал нужен для доставки нефти из Венесуэлы и транспортировки других грузов.

На реализацию проекта необходимо порядка $ 50 млрд, хотя неофициально озвучивалась сумма и в $ 80 млрд. Протяженность канала по проекту — около 270 км; глубина — до 30 м, а ширина — до 500 м, что позволит пропускать современные суда большого водоизмещения.

По плану объект имеет два шлюза; на западной и восточной стороне — международные порты. Было объявлено и о создании зоны свободной торговли, а также развитии туризма в регионе. Намечены работы по улучшению существующей и созданию новой транспортной инфраструктуры. С 2020-го, как отмечалось, за год через канал должно проходить 3,5 тыс. судов, а к 2050-му — около 5 тыс.

Великий трансокеанский канал Никарагуа: самая масштабная стройка американского континента снова под вопросом© Kaidor / CC BY-SA 4.0 (Варианты маршрута Никарагуанского канала. Зеленая ветка – канал, проектируемый в наши дни)

Для осуществления проекта была создана компания HKND Group, с которой власти Никарагуа и заключили концессионное соглашение. Оно предусматривает ежегодные выплаты в размере $ 10 млн в бюджет страны, плюс на первоначальном этапе — 1% от доходов с канала, а через 50 лет — 51%, и еще через 50 — 99%.

В 2014 году Цзин заявил, что благодаря строительству межокеанского канала в Никарагуа каждый шестой житель напрямую или косвенно сможет принять участие в проекте. Помимо обеспечения рабочих мест, китайский бизнесмен заверил, что Никарагуа в ближайшем будущем станет самой богатой страной Центральной Америки.

Но, похоже, не все жители были рады «стройке века». Против нее выступали и экологи, и жители тех территорий, по которым должен проходить будущий канал. Последним придется покинуть родные угодья, причем компенсацию они получат не по рыночной, а по кадастровой стоимости, что усиливает волну возмущений.

Великий трансокеанский канал Никарагуа: самая масштабная стройка американского континента снова под вопросом© Silenzio76 / CC BY-SA 3.0 (Озеро Никарагуа)

Непоправимые последствия объект нанесет и природе, о чем говорят не только экоактивисты, но и видные представители науки. Например, пострадает, по мнению экспертов, озеро Никарагуа — без преувеличения, уникальный природный объект; к тому же один из главных источников пресной воды.

В случае реализации проекта, как отмечается, около 600 Га плодородных земель могут лишиться орошения; уменьшатся запасы питьевой воды и пострадает экосистема водоема.

Более того с 2014 года было подано несколько исков в Верховный суд страны: по мнению некоторых противников мегапроекта, строительство канала в таком виде нарушает конституцию Никарагуа.

Против выступают и США, что вполне понятно, учитывая прямое участие в проекте Китая и России. Последняя после его реализации должна участвовать в охране объекта, и американцам не хочется жить с осознанием того, что недалеко от их берегов курсирует военный флот РФ.

Великий трансокеанский канал Никарагуа: самая масштабная стройка американского континента снова под вопросом© Министерство обороны Российской Федерации / CC BY 4.0

Проект планировалось начать в 2014 году и реализовать всего за пять лет. Но уже в 2015-ом у китайского миллиардера, взявшегося за реализацию, начались серьезные финансовые трудности никак не связанные с центральноамериканской кампанией. В итоге он потерял 80% своего состояния и на какое-то время и вовсе пропал из поля зрения СМИ. Соответственно, никаких активных работ в Никарагуа начато не было, проект заморозили, вот только непонятно — временно или совсем.

Власти Никарагуа надеются привлечь новых инвесторов, но пока вопрос основательно повис в воздухе. К тому же Китай, как считают, немного охладел к проекту, так как заключил торговые договоры с Панамой, установив со страной дипломатические отношения (для этого последней, спустя почти сто лет, пришлось разорвать внешнеполитические контакты с Тайванем).

Поднебесная также в 2016 году заявляла, что планирует инвестировать в страны Латинской Америки $ 25 млрд, но Никарагуа среди этих стран не оказалось. Последние, как писали некоторые источники, надеялись, что место Китая займет Россия. Никарагуа тогда даже признала Крым российским. Но вряд ли РФ станет инвестором этой грандиозной стройки, хотя интересы, безусловно, в регионе есть. И между странами относительно проекта существуют договоренности иного рода, о которых упоминалось выше.

 

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 28.09.2020

 

Назад ко всем новостям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть