Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

И в России, и на Луне: о японских мегапроектах строительства заводов по производству жидкого водорода

В 2013 году было объявлено о совместном российско-японском проекте — строительстве завода по производству жидкого водорода. Возвести предприятие планировали в Магаданской области, так как в регионе тогда запустили в эксплуатацию первые гидроагрегаты на строящейся Усть-Среднеканской ГЭС.

Электростанция проектной мощностью 570 МВт (запуск четвертого агрегата запланирован на 2022 год) по задумке должна обеспечить будущий завод электроэнергией. Японцы в лице компания Kawasaki, выступившие в роли инициаторов проекта, посчитали, что его реализация в этом месте является наиболее выгодной с экономической точки зрения. По крайней мере так казалось на первый взгляд.

И в России, и на Луне: о японских мегапроектах строительства заводов по производству жидкого водорода© Сайга20К / CC BY-SA 3.0 (Строительство Усть-Среднеканской ГЭС, 2011 год)

Также они подчеркивали, что для них принципиальным моментом является то, что ГЭС вырабатывает электроэнергию без выбросов CO2 в атмосферу. Само же производство, по заверению иностранцев, тоже будет экологически чистым.

Некоторых договоренностей относительно строительства крупного предприятия на территории РФ удалось достигнуть во время экономического форума в Санкт-Петербурге — между «РусГидро», ее дочкой «РАО ЭС Востока» и Kawasaki было подписано соглашение о сотрудничестве.

Будущий проект активно обсуждали на протяжении следующего 2014 года, отмечая, что компании совместно разрабатывают предварительное технико-экономическое обоснование; окончательное ТЭО планировали подготовить в 2015-ом, после чего предполагалось приступить непосредственно к строительным работам.

И в России, и на Луне: о японских мегапроектах строительства заводов по производству жидкого водорода

Тогда же сообщалось, что по первоначальным подсчетам реализация этого крупного проекта обойдется примерно в $ 2,5 млрд. Производство планировали запустить уже к 2017-му, правда, в пилотном режиме; полностью ввести объект в эксплуатацию — к 2026 году.

Но в назначенные сроки к воплощению идеи по ряду причин так и не приступили. Отмечалось в частности, что не удалось согласовать условия относительно стоимости электроэнергии; по мнению восточных партнеров, тариф оказался слишком дорогим.

Однако в 2018 году было объявлено, что вопрос о строительстве предприятия снова стоит на повестке и японские партнеры не отказываются от своих первоначальных планов. Вернуться к обсуждению проекта азиатов побудили новые условия относительно энерготарифов — российская сторона предложила более выгодные цены — 4 руб. за 1 кВт.ч.

И в России, и на Луне: о японских мегапроектах строительства заводов по производству жидкого водорода© пресс-служба Магаданской обл. (Встреча руководства Магаданской обл. с представителями компании Kawasaki, 2018 год)

Тем не менее пока все остается на уровне предварительных договоренностей, хотя из года в год отмечалось, что специалисты Kawasaki продолжают исследование возможных мест для строительства.

Не в России, так на Луне

Не исключено, что завод по производству водорода японцы скорее построят на Луне, чем в России, причем буквально. По крайней мере такие планы осенью текущего года озвучило Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA).

Реализовать столь смелую задумку планируется в ближайшие 15 лет. По утверждению агентства, подобный завод на спутнике Земли поспособствует более эффективному освоению Луны и решит вопрос о доставке топлива на этот космический объект.

И в России, и на Луне: о японских мегапроектах строительства заводов по производству жидкого водорода© JAXA/Kyodo

Заместитель руководителя научно-технического центра NEILA TECHNOLOGY Максим Броневский считает, что строительство завода на Луне — дело вполне перспективное.

«Так как гравитация на Луне намного меньше чем на Земле, то экономические затраты запусков космических аппаратов с её поверхности будут существенно ниже, — отметил эксперт в комментарии «Строительной России». — И если действительно по прогнозам японских исследователей удастся получать на Луне дешёвый водород, то однозначно на Луне нужно строить крупную автономную международную космическую базу. При строительстве такой базы конечно придётся решать множество серьёзных инженерных задач. Но я считаю, что наша современная научная и технологическая основа вполне позволит это сделать».

Что касается двигателей на основе жидкого водорода, то, по мнению представителя NEILA TECHNOLOGY, такие двигатели обладают наиболее высоким удельным импульсом по сравнению с другими, но у них существует и ряд проблем.

«Самая главная проблема — это высокая пожаро- и взрывоопасность. Также важно решить вопрос с себестоимостью получения жидкого водорода, — отмечает Броневский. — Необходимо сделать этот процесс достаточно дешёвым. Если удастся сделать дешёвым получение жидкого водорода, а также каким-то образом устранить проблемы с взрывоопасностью, то во всём остальном водородные двигатели, конечно же, более перспективны на данном этапе развития космической техники. Однако и у них есть свой предел. Они хоть и повышают общий КПД ракетных двигателей, но не так критически, как хотелось бы. В этом случае наиболее перспективными являются всё-таки разработки принципиально новых космических двигателей без отброса рабочего тела, которые напрямую взаимодействуют с физическим вакуумом и не нуждаются в топливе вообще».

Первые шаги

Что же касается достигнутых земных успехов в данном направлении, то в феврале 2020-го было завершено возведение завода по производству жидкого водорода в уезде Футаба. Вместо предполагаемого раннее российского проекта новое предприятие стало своего рода экспериментальной площадкой. На данный момент оно получает энергию от небольшой солнечной электростанции. В будущем мощности могут быть увеличены, а строительство подобных объектов продолжено.

И в России, и на Луне: о японских мегапроектах строительства заводов по производству жидкого водорода© Toshiba ESS / toshiba-energy.com

Япония намерена в ближайшем будущем сделать водород основным топливом для транспортных средств, а также использовать его для производства электроэнергии. Программа по внедрению водорода была опубликована властями в 2017 году. Сыграет ли Россия свою роль в этих начинаниях, будет зависеть от того, удастся ли в конечном итоге договориться о взаимовыгодных условиях относительно строительства завода на территории Магаданской области.

Уже на ближайших Олимпийских играх Токио намерен продемонстрировать водород в действии. Например, сообщается, что большинство средств передвижения для участников игр будет работать именно на водороде.

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 28.12.2020

 

Назад ко всем новостям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть