Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

К 2040 году в Арктике могут исчезнуть летние морские льды. Как это отразится на экономике РФ

В феврале 2020-го на международной конференции в Киркенесе директор по науке из норвежского Полярного института Налан Коч заявила, что к 2040 году в летнее время Арктика может быть полностью свободной ото льда. На том же мероприятии финский вице-премьер Нина Васкунлахти отметила, что благодаря потеплению трасса Северного морского пути (СМП) со временем станет все более востребованной.

Для международного судоходства СМП открыли в 1991 году, однако увеличение трафика можно наблюдать лишь после 2010-го. Например, 7-8 лет назад объем грузоперевозок составил порядка 4 тыс. тонн в год; в 2017-ом — около 10 тыс. тонн, а в последние два года — порядка 31 тыс. тонн.

К 2040 году в Арктике могут исчезнуть летние морские льды. Как это отразится на экономике РФ

Прогноз относительно будущего Севера, озвученный во время прошлогодней конференции, вызывает ряд неоднозначных вопросов. С одной стороны подчеркивается возможность использования многими судами более короткого пути через Арктику для транспортировки грузов. С другой, существует и ряд опасений, связанных с возможными последствиями глобального потепления.

Если прогнозы сбудутся в отношении таяния льдов, как это отразится на развитии СМП, российской экономике, и экосистеме региона? Об этом мы решили спросить экспертов из Финансового Университета при Правительстве РФ.

Доктор экономических наук Александр Андреевич Цыганов:

— Изменение климата обсуждается не первый год, часто и вполне обоснованно считается, что это приведёт к увеличению среднегодовых температур и таянию льдов. Для России не стоит рассматривать это как однозначно позитивное явление, так как выгоды от коммерческой эксплуатации Северного морского пути и повышения урожайности на части территории нашей страны могут быть минимизированы изменениями ландшафта в связи с таянием вечной мерзлоты и поднятием уровня мирового океана, что грозит затоплением низменностей (например, Владивосток и Санкт-Петербург) и возможным выходом из анабиоза старых инфекций, замороженных во льду.

Конечно, экосистема прибрежной части российского Севера кардинально изменится. Может произойти затопление прибрежной линии и близлежащих низменностей, что уже должно учитываться при проектировании современной инфраструктуры СМП (порты, посёлки, поездные пути, автодороги, мосты и т.д.).

В случае умеренных изменений мировая экономика вполне справится с негативными последствиями, а Россия получит преимущества, связанные с возможностью освоения приарктических территорий, что скажется не только на эксплуатации СМП, но и вовлечении в коммерческий оборот больших земельных массивов, которые сегодня покрыты тундрой, болотами и редколесьем.

Зона рискованного земледелия сместится, но на части южных регионов России установится засушливый климат, и эффектность сельхозпроизводства существенно упадёт. Хотя может реализоваться и более негативный сценарий, когда затопление значительных прибрежных территорий в Европе и США приведёт к кризису мировой экономики и потере необходимости транспортировки большого количества грузов.

Но и здесь все относительно, если для небольших прибрежных или островных стран потепление угрожает фатальным исчезновением, то значительная часть России может выиграть — в ней в итоге установится более мягкий и плодородный климат. Но в этом случае трудно рассчитывать на быстрый коммерческий успех Севморпути — он станет легко проходимым, но не будет достаточного для коммерческой эксплуатации грузопотока.

К 2040 году в Арктике могут исчезнуть летние морские льды. Как это отразится на экономике РФ

Кандидат экономических наук, доцент Департамента мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Сергеевна Минчичова:

— И таяние льда, и открытие СМП для разных судов с одной стороны кажется крайне позитивной перспективой. Однако есть во всей этой ситуации и значительные минусы:

  • льды и снега Арктики отражают солнечный свет значительно эффективнее воды (альбедо — показатель отражательной способности поверхности — для снега равен 85-90%, для морского льда — 30-40%, воды — 4-8%). Темные воды океана нагреваются ещё больше, что приводит к ускорению глобального потепления;
  • из-за таяния вечной мерзлоты может проваливаться грунт, и меняться ландшафт в северных населенных районах (в Канаде в 2020 году образовался такой кратер площадью с футбольный стадион);
  • повышение уровня океана буквально съедает почву: появляется угроза подтопления населенных пунктов, нефте-, никеле-, меде-, угледобывающих скважин и шахт.

Таким образом, для российской экономики таяние арктических льдов может привести и к разрушению инфраструктуры производств, и к краху ряда нефте- и газодобывающих районов, а также месторождений цветных и благородных металлов. А ведь именно эти природные ископаемые дают в бюджет России максимум валютной выручки.

Например, на Ямале, центре добычи природного газа и производства сжиженного природного газа, экспортируемого компанией НОВАТЭК в ЕС, несущая способность грунта до 2025 года может снизиться на 25%. Нужны будут новые технологии бурения (мерзлая почва превращается в болото), иная инфраструктура и логистика.

Трубопроводы могут попросту провалиться, а морские порты в этом регионе находятся в весьма плачевном состоянии. Северный морской путь действительно существенно сокращает транспортировку из, например, ЕС в Китай, по сравнению с путем через Суэцкий канал и Индийский океан, однако торосы, штормы и другие риски повышают стоимость страховки. Страховка же сегодня составляет до половины стоимости перевозки грузов. И даже в условиях таяния льдов Северный морской путь останется арктическим, где ещё минимум 50 лет нужны будут ледоколы, соответствующие порты, аварийно-спасательные службы.

Поэтому России, как и всему миру, вряд ли удастся извлечь выгоды от таяния арктических льдов. Тем более они несоизмеримы с позитивным влиянием льдов на сложившуюся экосистему Земли — удержание парниковых газов, отражение солнечных лучей, удержание приарктических территорий и доступ к недрам Арктики.

Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS

Последнее изменение: 11.01.2021

 

Назад ко всем новостям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть