Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

ВСМ Москва-Петербург за 1,4 трлн руб.: к реализации проекта могут приступить в следующем году

Проекты высокоскоростных железнодорожных магистралей разрабатывались еще в брежневские времена. Тогда между Ленинградом и Москвой курсировал поезд «Аврора», разгоняющийся до 160 км/ч. Но хотелось быстрее — как минимум 200 км/ч. А в 1980-х обсуждалось строительство ВСМ, которая должна была соединить центральные регионы с черноморским побережьем. Предполагалось, что на отдельных участках пути поезда будут двигаться со скоростью 350 км/ч.

Россия без ВСМ

Но все эти планы так и не были осуществлены. В России до сих пор нет ни одной ВСМ, хотя разговоры о создании целой сети таких дорог в последние годы ведутся активно. В 2019-ом Евгений Дитрих, который занимал тогда пост министра транспорта, обращал внимание на опыт китайцев, построивших уже свыше 35 тыс. км ВСМ. Чиновник подчеркивал, что РФ тоже нужно развивать это направление и не ограничиваться отдельными участками в несколько сотен километров.

ВСМ Москва-Петербург за 1,4 трлн руб.: к реализации проекта могут приступить в следующем году© Daemon2010 / CC BY-SA 4.0 (Красным обозначены проекты ВСМ в РФ до 2030 года, согласно планам, озвученным в мае 2013-го на совещании у президента В. Путина)

В марте 2020-го стало известно, что проект ВСМ Москва-Казань отложен на неопределенный срок; основная причина — высокая стоимость. В то же время в середине прошлого года объявили о начале проектирования ж/д магистрали между двумя столицами.

От Москвы до Питера за 2 часа

Непосредственно к ее строительству планируют приступить в 2022-ом, а ввести в эксплуатацию — к 2027 году. Благодаря новой дороге от Москвы до Питера можно будет добраться всего за 2 часа и 15 минут. По предварительным оценкам стоимость билета составит примерно 3,5 тыс. руб.

Это не первая попытка сократить время в пути между двумя главными городами страны. Реализовать план, разрабатываемый еще в СССР, хотели сразу после развала страны. Соответствующий указ был подписан президентом РСФСР Борисом Ельциным в сентябре 1991-го, но спустя два года проект отменили. Вернулись к нему уже в 2000-х и тогда озвучивались самые разные сроки. Например, в 2011 году сообщалось, что ВСМ построят к 2017-му.

ВСМ Москва-Петербург за 1,4 трлн руб.: к реализации проекта могут приступить в следующем году© Sergey Korovkin 84 / CC BY-SA 3.0 (Сегодня на линии Москва – Санкт-Петербург курсирует скоростной электропоезд ЭВС2-02. Сообщается, что «Сапсан» останется и после появления ВСМ)

Возможно, в этот раз давняя идея все-таки воплотится в жизнь и через шесть лет передвигаться между Санкт-Петербургом и Москвой станет еще комфортнее. С инициативой о возобновлении проекта в 2019-ом выступили глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров и Александр Беглов, занимавший тогда пост врио губернатора северной столицы; в апреле их поддержал и президент РФ Владимир Путин.

Вопрос окупаемости

Рассматривались самые разные варианты маршрута; по последней информации, магистраль пройдет через Великий Новгород. Изначально отмечалось, что на реализацию проекта необходимо порядка 1,7 трлн руб., однако позднее стало известно, что сумма может быть скорректирована до 1,4 трлн; около 40 млрд уйдет на проектирование. Наверняка, стоимость проекта будет еще изменяться не раз. Как отмечалось, около 80% от общей суммы составят внебюджетные средства. Не исключено, что для объектов инфраструктуры ВСМ будет отменен налог на имущество, но для этого необходимы изменения в Налоговом и Градостроительном кодексах.

Когда речь заходит о таких крупных проектах, всегда есть спорные вопросы, окончательный ответ на которые можно будет получить лишь по факту — после ввода объекта в эксплуатацию. Например, некоторые эксперты сомневаются в окупаемости ВСМ Москва-Санкт-Петербург.

ВСМ Москва-Петербург за 1,4 трлн руб.: к реализации проекта могут приступить в следующем году© АО «Скоростные магистрали» / hsrail.ru (Различные варианты трассы ВСМ Москва-Санкт-Петербург)

Михаил Бурмистров из информационно-консалтингового агентства INFOLine считает, что даже если стоимость проезда увеличить вдвое, а пассажиропоток составит 10 млн человек в год, то срок окупаемости составит не менее 70 лет.

С другой стороны, по оценкам РЖД затраты окупятся уже через три десятилетия, а пользоваться услугами высокоскоростных поездов на этом участке к 2030-му будет свыше 20 млн человек. В корпорации подчеркивают, что благодаря ВСМ повысится пропускная способность обычных железнодорожных линий, в связи с чем доход от перевозки грузов может существенно увеличиться. Не исключено и привлечение контейнерных перевозок на саму ВСМ.

Развитие регионов и цены на недвижимость

Если опираться на опыт других стран, можно увидеть, что подобные проекты, как правило, не окупаются лишь за счет перевозки пассажиров, но во многих случаях их строительство оправдано, благодаря косвенным социально-экономическим эффектам.

ВСМ Москва-Петербург за 1,4 трлн руб.: к реализации проекта могут приступить в следующем году© pixabay.com

Безусловно, с появлением ВСМ жизнь в населенных пунктах, через которые она пройдет, существенно изменится. Александр Дужников, Co-Founder Федерального портала о недвижимости Move.ru и премии Move Realty Awards, рассказал «Строительной России», что новая магистраль поспособствует улучшению инвестиционного климата в регионах — обновлению инфраструктуры, новым рабочим местам, развитию бизнеса... В то же время все это приведет и к подорожанию недвижимости. Строительство ВСМ, по мнению эксперта, отразится и на рынке аренды.

— Магистраль многократно увеличит туристический поток в соседние города. Однозначно стоит отметить инвестиционную привлекательность загородных домов в Тверской и Новгородской областях, особенно вблизи водоемов. На данный момент эти регионы могут стать наиболее перспективными по стоимости земли и недвижимости, — считает Дужников.

Александр Цыганов из Финансового Университета при Правительстве РФ, д.э.н., в комментарии нашему изданию отметил, что удачный проект развития территории всегда позитивно сказывается на рынке недвижимости:

— Здесь прямая зависимость: появление новых рабочих мест или повышение доступности мест для трудоустройства сказывается на спросе на недвижимость. Сокращение времени в пути повысит привлекательность территории для пригородного строительства, загородных домов и дач, что положительно скажется на развитии инфраструктуры и потом «потянет» за собой близлежащие районы.

ВСМ Москва-Петербург за 1,4 трлн руб.: к реализации проекта могут приступить в следующем году© pxhere.com

В свое время Российская империя по разным причинам долго не решалась на активное строительство железных дорог и отставала от целого ряда европейских стран. А затем вышла в число лидеров по протяженности стальной колеи. Какова будет история развития ВСМ в нашей стране — сказать пока сложно. В актуальности проекта между Москвой и Санкт-Петербургом сомнений практически нет. А о необходимости строительства тысяч километров подобных дорог по всей России дискутировать будут еще неоднократно.

 

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 26.01.2021

 

Назад ко всем новостям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть