Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Китай планирует построить самый длинный в мире тоннель. Основное препятствие не техническое, а политическое

Китай, обладающий самой разветвленной сетью высокоскоростных железных дорог (ВСМ) планирует в ближайшие 15 лет осуществить еще один крупный проект в этом направлении — соединить материковую часть страны с островом Тайвань.

Рекорд при любом раскладе

Если эти планы будут реализованы, объект станет самым длинным среди подобных транспортных сооружений. Правда, окончательного решения относительно типа сооружения пока не принято. Но в независимости от того, будет это тоннель, мост или гибридная конструкция, у объекта есть все шансы попасть в Книгу рекордов.

Самым длинным мостом сегодня остается Даньян-Куньшаньский виадук (165 км), являющийся частью ВСМ Пекин – Шанхай. Мост между китайским Пинтанем и тайваньским Синьчжу будет на 40 км короче, однако среди морских мостов он непременно станет №1.

Что касается тоннелей, то здесь первенство удерживает объект метрополитена Гуанчжоу (60 км); без учета метро первую строчку по этому показателю занимает Готардский базисный тоннель в Швейцарии (57 км), построенный в 2016 году. Однако если КНР сделает выбор в пользу тоннеля, то подводный объект между материком и островом Тайвань намного опередит действующие сооружения.

Второй вариант прорабатывали в 2018 году, тогда китайские специалисты завершили предварительную разработку проекта, оценив технические возможности и назвав ориентировочную стоимость тоннеля — $80 млрд. В целом рассматривалось несколько возможных маршрутов, но более детально пока исследован северный путь, который позволит на высокоскоростных поездах добираться из Фучжоу в Тайбэй примерно за час.

Китай планирует построить самый длинный в мире тоннель. Основное препятствие не техническое, а политическое© public domain (Варианты маршрута тоннеля в Тайваньском проливе, которые рассматривались в разное время)

Именно этот вариант и указан в Национальном плане, предусматривающим строительство ряда транспортных объектов до 2035-го. Этот план был утвержден властями и представлен в конце февраля текущего года. Сообщили о будущем проекте и Китайские железные дороги (China Railway).

Политический вопрос

Сомнений относительно технических возможностей, несмотря на всю сложность, проект у сторонних экспертов не вызывает. За прошедшие 20 лет Китай продемонстрировал неоднократно, что способен реализовывать самые смелые и трудные проекты. Поэтому в данном случае на передний план скорее выходит политический вопрос.

Отношения Пекина с Тайванем в последние годы стали особенно напряженными. Для КНР это отколовшаяся провинция, Тайвань же настаивает на своей независимости. У него свое правительство, армия и конституция. В 2020 году на пост президента была переизбрана Цай Инвэнь, Председатель Демократической прогрессивной партии (ДПП), считающей Тайвань независимым государством.

В январе 2021-го представитель Министерства обороны КНР У Цянь заявил, что фактическая независимость Тайваня предполагает войну. Западные СМИ отмечали, что столь резкие заявления вызваны, в том числе и намерениями новой администрации США продолжить поддержку Тайваня. Подобную линию вел и предшественник Джо Байдена Дональд Трамп. Госдеп уже обозначил, что будет и дальше оказывать необходимую помощь острову по военной линии. Жесткие реплики в адрес Тайбэя звучат периодически и со стороны председателя КНР Си Цзиньпина, который неоднократно напоминал о ключевой внешнеполитической цели воссоединения с Тайванем.

Между США и правительством острова в 1954 году был заключен так называемый «Договор о взаимной обороне», который расторгли в 1979 году; его заменил «Закон об отношениях с Тайванем», подразумевающий предоставление оборонительных средств и услуг Вашингтоном в целях обеспечения обороноспособности острова. Хотя официального признания Тайваня независимым государством со стороны американцев нет.

Китай планирует построить самый длинный в мире тоннель. Основное препятствие не техническое, а политическоеПредпочтение отдано северному варианту маршрута

Все это, конечно, порождает вопросы относительно возможной реализации мегапроекта по строительству железнодорожной магистрали. До 2024 года при ДПП работы точно не начнутся. Ряд экспертов, которых цитируют СМИ Китая, говорят об уверенности Пекина в том, что в ближайшие годы ситуация с Тайванем должна прояснится, именно поэтому планы по тоннелю/мосту включены в Национальную программу. К тому же КНР рассчитывает на победу прокитайской партии Гоминьдан на следующих выборах в Тайване.

Однако, как считает ряд наблюдателей, даже в этом случае вопрос о реализации проекта останется открытым. В частности, в комментарии нашему изданию доцент кафедры востоковедения, научный сотрудник Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО МИД России, к.полит.н. Анна Киреева отметила, что, несмотря на позицию партии, направленную на поддержание контактов с КНР, Гоминьдан все же выступает за сохранение статус-кво в Тайваньском проливе, а реализация подобного крупномасштабного проекта приведет к изменению существующего положения вещей как в геостратегическом, так и в экономическом плане.

— КНР оставляет за собой право решения вопроса о воссоединении силовым путем, и в настоящее время сложности подобного сценария связаны, в том числе с необходимостью проведения масштабной военно-морской и воздушной операции в условиях наличия Тайваньского пролива и отсутствия прямого сухопутного сообщения, — говорит эксперт.

Она также обращает внимание на то, что большинство жителей Тайваня не поддерживает этот проект, так как он может представлять угрозу безопасности острову и привести к слишком большому экономическому влиянию материка. А при подобной позиции подавляющей части населения партия Гоминьдан, ранее сталкивающаяся с протестами в похожих обстоятельствах, вряд ли пойдет вопреки воле граждан.

— Единственный сценарий, при условии которого данный проект теоретически может быть реализован — это полноценное воссоединение материка и острова, и, по всей видимости, подобные проекты и предлагаются КНР для того, чтобы акцентировать внимание на стремлении Пекина к данному варианту развития событий, — отмечает Киреева.

Китай планирует построить самый длинный в мире тоннель. Основное препятствие не техническое, а политическое© Alinor / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Зеленым – страны, признавшие Китайскую Республику (Тайвань) официально. Синим – не признавшие Тайвань суверенным государством, но имеющие фактические отношения через экономические и культурные представительства. Серым – государства не признавшие Тайвань и не имеющие с ним отношений)

Разговоры о соединении с островом посредством моста или тоннеля идут достаточно давно. В 2008 году был представлен проект ВСМ Пекин — Тайбэй; в настоящее время на высокоскоростном поезде из китайской столицы можно добраться непосредственно до тихоокеанского побережья. Отрезок Фучжоу – Пинтань достроили в конце декабря 2020-го. На Тайване высокоскоростная магистраль простирается на 345 км вдоль западного побережья от Тайбэя до Гаосюн.

Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS

Последнее изменение: 26.05.2021

 

Назад ко всем новостям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть