Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Страдает не только производитель... Как не купить контрафакт?

23 января 2015 года президент России Владимир Путин подписал указ о создании государственной комиссии по борьбе с контрафактом.

Возглавил комиссию министр промышленности и торговли Денис Мантуров, а его заместителями назначили руководителей МВД и ФНС. В целом, состав довольно внушительный — представитель администрации президента, вице-спикеры Совфеда и Госдумы, плюс ряд министров.

Комиссия должна координировать деятельность органов власти по противодействию «незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, а также мониторинг и оценка ситуации в этой сфере на территории РФ».

 

Проблема фальсификата на российском рынке — тема острая и остается таковой уже многие годы. Создание вышеупомянутой комиссии подчеркивает всю серьезность ситуации.

 
© flickr.com
© flickr.com


Немного статистики

По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2018 году выявлено 16,2 млн единиц контрафактной продукции, что на 6,1 млн превышает показатель 2017 года. Сумма ущерба, который могли понести правообладатели, составила 6,8 млрд рублей. Заведено 1255 дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности. За первый квартал 2019 года ФТС выявлено более 800 тыс единиц нелегальной продукции.

И это только относительно ввозимых в Россию товаров. Существенная доля подделок производится внутри страны.

 
© Федеральная Таможенная Служба
© Федеральная Таможенная Служба


По данным Центробанка, в 2018 году строительный сектор стал лидером среди отраслей российской экономики по формированию спроса на теневые финансовые услуги. Речь идет в том числе и о производстве контрафактной продукции.

В прошлом году доля подделок на строительном рынке составила 10%. Тот же показатель был и в 2012 году. Как видно, динамика сохраняется, и ситуация в отрасли кардинально не меняется. По мнению основателя компании Modulbau Демида Костерева, тому есть несколько причин.

«Например, подрядчики часто экономят на стройматериалах, а это удобная лазейка для мошенников. Ведь контроля за тем, сколько материалов было использовано и откуда их привезли, нет. Да и не каждый заказчик разбирается в этом вопросе», – отмечает Костерев.

Прибыль до 500%: подделка сухих строительных смесей

Особой популярностью у мошенников пользуются сухие смеси. Оно и понятно. Подделывать облицовочный кирпич или металлочерепицу немного сложней, да и не так выгодно. Для производства такой продукции необходимы какие-никакие специалисты и оборудование. А чтобы сделать цемент или штукатурку и расфасовать по «фирменным» мешкам, можно обойтись примитивными инструментами и несколькими неквалифицированными рабочими.

 
© flickr.com
© flickr.com


Как отмечается в статье управляющего Союза производителей сухих строительных смесей Евгения Беляева «Контрафакт на рынке ССС: мнения и оценки», опубликованной в 2012 году в журнале «Сухие строительные смеси», производство поддельных сыпучих материалов позволяет получить прибыль до 500%.

3 марта 2016 года вступило в силу постановление правительства РФ, согласно которому цемент вошел в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

В НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» отметили, что сертификация дала положительный результат, и доля поддельной продукции стала ниже. Однако проблема по-прежнему актуальна.

Полиция и суды снисходительны к мошенникам

Руководитель службы безопасности группы Кнауф СНГ Иван Мытник рассказал «Строительной России», что компания периодически сталкивается с фактами подделки.

«Нельзя говорить о частоте данного явления. Скорее, в нашем случае, речь идет о том, что в одних регионах подделка появляется регулярно, а в других мы ее не видим», - отметил Мытник.

 
© knauf.ru
© knauf.ru


Лидерами по производству поддельной продукции под маркой Knauf являются Москва и Московская область, где оборот стройматериалов наиболее значителен. В случаях выявления подделки компания, по словам Ивана Мытника, обращается в полицию.

«К сожалению, как полиция, так и суды очень часто проявляют снисходительность к контрафактчикам и они не перестают этим заниматься», - подметил руководитель службы безопасности Кнауф СНГ.

Подделок больше в низком ценовом сегменте

Руководитель направления «Стройматериалы» крупнейшего ритейлера «Леруа Мерлен» Максим Шамов рассказал нашему изданию, что среди сухих смесей у больших брендов, таких как Knauf и Сен-Гобен, контрафакт встречается довольно редко.

«Среди менее модифицированных, таких как цементно-песчаные смеси, стяжки, где необходимо выдержать марочную прочность, мы видим на рынке продукцию без сертификатов. Также мы получаем обратную связь от наших клиентов, например, о том, что какая-то смесь оказалась контрафактной и рассыпается, из-за этого приходится демонтировать конструкцию, заново проводить работы, а это затраты и физические, и денежные, и временные», - говорит Шамов, подчеркивая, что подделок больше наблюдается в низком ценовом сегменте.

 
© flickr.com
© flickr.com


Рынок радиаторов: 70% контрафакта

Вопрос контрафакта на строительном рынке стоит остро не только в сегменте сухих смесей. Шокирующие цифры демонстрирует рынок радиаторов отопления. В 2017 году, как отмечали эксперты, доля контрафакта по России достигала 70%. Основным поставщиком поддельных батарей (нередко с завышенными показателями теплоотдачи) является Китай.

Для борьбы с некачественными радиаторами правительство РФ приняло Постановление «О введении обязательной сертификации приборов отопления», вступившее в силу в 2018 году.

 
© flickr.com
© flickr.com


Теплоизоляция: подделки тоже есть

Встречаются подделки и среди теплоизоляционных материалов. В данном направлении власти также предприняли действенные меры – в декабре 2018 года вступило в силу постановление правительства «О декларировании соответствия теплоизоляционных материалов».

«Потребитель теперь может получить информацию о перечне характеристик, чтобы самостоятельно провести контроль поступившей ему продукции по тем методам испытаний, которые использует производитель, – поясняет руководитель направления «Стандартизация и сертификация» компании «Технониколь» Сергей Колдашев. – Декларации на материалы представлены в общем доступе на сайте Росаккредитации. Потребитель, имея информацию о марке, дате производства и заводе-изготовителе, может сверить наименования на этикетке и в документе, убедиться в подлинности продукта и его свойствах».

 
© tn.ru
© tn.ru


Колдашев также отметил, что на сайте содержится информация о сроке действия представленной декларации.

«Если срок истек, важно убедиться, что материал был произведен в период, пока декларация была действительна. В противном случае материал находится вне правового поля», – подмечает Колдашев.

Страдает не только производитель...

Сами производители, безусловно, стараются делать все возможное, чтобы подделки с их именем не попадали на рынок, так как это может нанести прямой вред репутации компании. Алим Бишенов, адвокат, член экспертного совета Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, привёл «Строительной России» яркий пример того, как мошеннические действия могут серьезно подпортить имидж компании-производителя.

«Одна из крупных компаний (её название раскрывать не имею права, поскольку оперативная работа по предприятию продолжается) ведёт бизнес на рынке строительных материалов России, Голландии и Чехии. В последнее время дилеры резко начали снижать закупки официальной продукции как в нашей стране, так и за рубежом. Компания занимается производством труб для отопления и водоснабжения. Стали выяснять причину проседания дилерского рынка, и выяснилось, что уже в течение пяти лет под их бредом на территории ЮФО работают подпольные цехи по производству контрафактных труб! Была проведена контрольная покупка, в результате которой выяснилось, что маркировка совпадает практически полностью с оригинальной и обычному покупателю отличить такую продукцию крайне трудно. Ряд лабораторных испытаний на прочность, эластичность и т.д. выявил: контрафактные трубы по сроку службы на 70% по своим характеристикам уступают оригиналу, по сроку службы разница - в четыре раза. Также выяснилось, что полиграфия при детальном рассмотрении отличается по стилистике, а маркировка на трубах, дата и время производства не совпадают с реальными сроками производства. Так, на контрафактных трубах была указана конкретная дата производства, однако в этот день на заводе был установлен технологический день, в связи с чем линия по производству остановлена», – рассказал управляющий партнёр адвокатского бюро «Бишенов и Партнёры».

 
© flickr.com
© flickr.com


Из этого случая хорошо видно, что страдает не только производитель... Трубы устанавливают в многоквартирных домах, дошкольных образовательных учреждениях... Учитывая, что в производстве таких труб используется несертифицированное сырьё, возникает риск прорыва воды, в результате чего могут пострадать люди, в особенности, дети.

Сотрудники МВД РФ, по словам Алима Бишенова, регулярно проводят оперативно-профилактические мероприятия «Контрафакт».

Как не купить контрафакт?

Чтобы максимально обезопасить себя от приобретения некачественной продукции, руководитель службы безопасности группы компаний Кнауф СНГ Иван Мытник советует покупать продукцию у официальных дилеров, в крупных сетевых магазинах стройматериалов. А при возникновении сомнений в подлинности обращаться к официальным представителям компании.

Действительно, крупные ритейлеры по понятным причинам с особым вниманием относятся к продукции, поступающей на полки их магазинов.

 
© flickr.com
© flickr.com


«В Леруа Мерлен за последние годы очень ужесточилась политика по листингу любого товара, по сбору документов и сертификаций, которые необходимы для каждого продукта
, – рассказывает Максим Шамов. – Ни один товар не попадает на полку без проверки всех документов, необходимых по законодательству для продажи этого товара, включая сертификаты, ГОСТы. Более того, мы плотно работаем с нашими производителями и аудируем уровень производства на предмет соблюдения технологий. Так мы понимаем, что производит наш поставщик, какие материалы использует и тем самым контролируем качество продукта».

Сергей Колдашев из «Технониколь» советует научиться идентифицировать продукцию.

«Этот навык одинаково важен как для частных мастеров или небольших бригад, так и для подрядчиков в сегменте промышленно-гражданского строительства. Материалы крупных производителей в обязательном порядке обладают различного рода сертификатами, подтверждающими качество. Покупатель всегда в праве запросить документы у продавца или проверить наличие сертификатов на сайте производителя. Некоторые наносят на упаковку материала специальный QR-код, в котором зашита ссылка на соответствующие сертификаты или декларацию, если материал подлежит обязательному декларированию. Полезным будет и умение понимать знаки на этикетках. Так, знак соответствия РСТ с указанием внизу цифрового кода будет означать, что продукт имеет обязательный сертификат. Наличие слов «добровольная» и «сертификация» сверху и снизу от знака РСТ соответственно свидетельствуют о том, что продукт прошел процедуру добровольной сертификации. Если же продукция подлежит обязательному декларированию, то на упаковке или этикетке следует искать знак РСТ без каких-либо дополнительных значений, чисел и слов», – отметил руководитель направления «Стандартизация и сертификация» компании «Технониколь».

 
© tn.ru
© tn.ru


В феврале 2019 года президент России Владимир Путин одобрил озвученное предложение о введении цифровой маркировки в сферу стройматериалов.

«Каждая товарная единица будет идентифицирована путем присвоения ей уникального цифрового кода, который защищен криптографией, – поясняет суть цифровой маркировки ведущий специалист Международной ассоциации «Антиконтрафакт» Ислам Течиев. – Этот код позволяет проследить путь товара по всей логистической цепи, включая проверку кода при продаже на онлайн-кассе. После сканирования этого кода покупатель сможет узнать всю необходимую информацию – начиная с наименования производителя и заканчивая сроком годности. Что важно, все данные вносит сам производитель или импортер».

По мнению экспертов Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), такая маркировка позволит вывести из незаконного оборота большую часть нелегальных товаров и окажется выгодным для всех участников торгового оборота – государство сможет повысить собираемость налогов и создаст равные условия на рынке, производитель увеличит выручку за счет вытеснения недобросовестных производителей, а потребитель будет приобретать качественный товар. Помимо этого, специалисты ЦРПТ прогнозируют снижение цен на товары легальных производителей до 10%.

 
© pixabay.com
© pixabay.com


От античности до наших дней: контрафакт был и...

Еще за несколько десятков лет до начала новой эры древнеримский историк Гай Саллюстий Крисп говорил, что «алчность всегда безгранична, ненасытна и не уменьшается ни при изобилии, ни при скудости». Как видно, ничего не поменялось со времен Римской Империи, и сегодня ради собственной выгоды некоторые готовы жертвовать здоровьем и жизнью других. Ведь производство контрафактной продукции бьет не только по карману и репутации бренда, чье имя используют мошенники, но и может навредить и, буквально, убить потребителя.

К сожалению, строительный рынок продолжает плавать в море подделок. Некоторые действия властей на законодательном уровне, как отмечают эксперты, улучшили ситуацию, однако риск наткнуться на подделку по-прежнему крайне велик.


Доровских Никита

 

Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS

Последнее изменение: 09.08.2019

 

Новость размещена Страница «Статьи».

 

Назад ко всем новостям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть