Некоторые аспекты и практические результаты реализации энерго-сервисных контрактов в теплопотреблении в рамках пилотного про-екта по энергоэффективности на объектах управления образования г.Новосибирска
Н.М.Байтингер
НПО «Лайф Новосибирск» http://npo-life.ru
1. Минуло 2 года как вступил в сиу ФЗ №261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…». Можно попытаться проанализировать первые результаты.
2. Без сомнения, что закон стал поворотным моментом в мероприятиях по энергосбережению. Однозначно сформулированное сверху указание кардинально изменило обстановку в этом сегменте технологий в России. Из мероприятий по энергосбережению желательных они перешли в мероприятия обязательные. Во всяком случае в бюджетной сфере обязательность стимулируется не только административным воздействием но снижением на 3% ежегодно финансирования с выходом на 15% через 5 лет. В этой ситуации возникает реальная проблема, во всяком случае в теплопотреблении, что делать и какова очерёдность мероприятий. Тем более, что явным образом федерального финансирования на эти мероприятия не предусмотрено. В тексте федерального закона основным инструментом реализации мероприятий по энергосбережению назван так называемый Энергосервисный контракт.
3. Говоря об энерго-сервисном контракте необходимо заметить, что для российских условий это относительно новое явление. По своей сути он стимулирует так называемое частно – государственное партнёрство в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Если взглянуть с финансовой точки зрения, то ликвидируется юридический запрет движения средств из бюджета в частные структуры, правда при одном условии – после достижения энергосберегающего эффекта. Эта новая для России практика во всех смыслах, как в смысле нацеленности мероприятий не на процесс, а на результат так и в смысле оптимизации затрат для достижения цели. Фактически создан юридический прецедент для зарабатывания частными фирмами в бюджетной сфере через эффективность как экономическую так и энергетическую. Имеется в виду, что инвестируя средства в энергоэффективность можно окупать их с существенным эффектом экономическим.
4. Для
проверки такой возможности в конце
5. Натуральные показатели с точки зрения энергосберегающего эффекта весьма информативны. Величину в 25% - 30% можно считать реальной. На Рис. 2. представлены натуральные показатели экономии. Однако для реализации коммерческого проекта существенными являются экономические аспекты. На рис.1. видно, что средняя экономия по объекту не опускается ниже 60,0 тыс. руб., а суммарная по проекту около 860,0 тыс. руб за период февраль – апрель 2011. Таким образом «окупаемость предварительная» составляет около 8 отопительных месяцев.
Рис.1.
Рис.2.
6. Очевидно, что термин «окупаемость предварительная» не является окупаемостью реальной. Экономия энергии являясь показателем объективным, создаёт лишь фундамент для экономических проектов. Для реального проекта добавляются другие факторы, а именно: снижение финансирования по 561ФЗ – 3% в год, обслуживание кредита, резервирование средств экономии для учреждения, на котором проводятся работы, изменение тарифа на энергию. Выражаясь фигурально объективная сторона дела то есть «божественная мудрость» сталкивается со спецификой общественных отношений или «человеческой глупостью» и комбинация этих факторов может реализовать различные варианты развития финансовой стороны проекта. В случае благоприятных обстоятельств возможно сокращение сроков реальной окупаемости и наоборот их увеличение при неблагоприятном случае. На Рис. 3 представлен благоприятный вариант. Благоприятный вариант это: Кредит под 10% годовых; фиксация снижения финансирования по 261ФЗ на уровне 3,0% на всё время реализации проекта; отсутствие средств резервирования экономии для учреждения, 30% экономия, 7% годовой рост тарифов. Для такого варианта окупаемость проекта составляет 20 месяцев начиная с его реализации и 15 месяцев с момента начала возврата средств.