Акустическая отделка помещения: советы архитекторам
Акустическая отделка изначально применялась для специальных помещений (кинотеатров, студий, аудиторий), но со временем сфера ее применения расширилась — свойствами инновационных шумопоглощающих материалов заинтересовался коммерческий сектор. Их стали использовать для создания более продуктивной рабочей среды в офисах открытого плана с чрезмерно громкими пространствами (создаваемыми, например, несколькими сотнями одновременно говорящих людей). В статье приведены некоторые рекомендации для архитекторов и дизайнеров относительно выбора правильной акустической отделки коммерческого интерьера.
Придание современного облика бетонным поверхностям (полам, потолкам, стенам) — реальная задача. Однако при использовании обычных материалов они будут отражать звук, а значить и усиливать шум в помещении.
Исправить ситуацию можно двумя способами:
- Наполнить интерьер мягкими элементами (коврами, шторами, специальной, обитой шумопоглощающими материалами (например, войлоком) мебелью, светильниками, экранами, накладками для рабочего стола);
- Использовать специальные акустические покрытия (плиты, панели, распыляемые продукты).
Измерение акустики
Коэффициент снижения шума (NRC) и класс звуковой передачи (STC) — два основных инструмента, используемых для измерения звукоизоляции помещения/объекта. NRC показывает количество звука, поглощаемое акустическим материалом и работает в диапазоне от 0 (абсолютно отражающий материал) до 1,0 (идеально поглощающий материал); STC оценивает эффективность ослабления звука изоляционным материалом по шкале от 0 до 100.
Потолочные покрытия
В последнее время на строительном рынке появилось множество акустических покрытий для верхних поверхностей. Стандартный выбор — акустические потолочные плитки. Наряду с классическими плоскими предложениями существуют инновационные варианты — компания Ceilings Plus, принадлежащая USG Corp., создает перфорированные потолочные панели, которые поглощают звук даже без акустической изоляции.
Для помещений с открытыми потолками предпочтительными могут оказаться распыляемые продукты, такие как целлюлозная напыляемая изоляция Sonaspray K-13 американской компании ICC или Acospray нидерландской Acosorb, с помощью которых достаточно быстро и экономно получается обрабатывать большие пространства (на поверхность наносятся крупнодисперсные (5 – 10 мм) хлопья целлюлозы, смешиваемые в специальном оборудовании с клеящей связкой — внешне обработка напоминает штукатурку под «шубу»). Более мелкие хлопья (3 – 5 мм) у продукта Sonaspray-FC.
Альтернативой может стать цементный спрей (выпускается компанией Pyrok), стекловолокно, подвесные/фиксированные акустические облачные панели, плиты в виде комплексных систем, основанных на применении одновременно нескольких материалов.
Отделка стен
Легкодоступны мягкие звукопоглощающие плиты из пенополиуретана. Они могут стать архитектурной особенностью и одновременно изолировать от шумов по максимуму показателя NRC.
Несмотря на небольшое значение NRC (0,5) рекомендуется использование настенных панелей (в этом вопросе предлагается множество вариантов оформления, начиная от квадратов и прямоугольных фигур, заканчивая замысловатыми геометрическими формами различных расцветок и компоновки, имеются также предложения со встроенными акустическими системами — такую техническую начинку предлагает, например, датская компания Bang & Olufsen).
Хорошим примером материала естественного происхождения считается пробка. Ее высокие звукоизоляционные свойства обеспечиваются особенностью молекулярного строения и пористой структурой.
Довольно часто для сохранения максимальной площади пространства используют тонкие (~ 3,5 мм) материалы, которые называют мембранами (они подходят и для стен, и для потолка, и для пола).
За пределами отделки
Условия конфиденциальности в открытых офисах (с высокими потолками, сильным эхо) можно создать с помощью звуковой маскировки, повышающей «уровень фонового шума» и скрывающей тем самым приватные беседы. Еще одно предложение — тонкий акустический шумозащитный экран (ширма), создающий препятствие на пути распространения звуковых волн и зону акустической тени позади себя.
Чтобы все в офисе звучало правильно, архитекторам необходимо с самого начала переговоров с потенциальным клиентом учесть требования к акустическим характеристикам помещения и в случае необходимости обратиться за помощью к инженеру-акустику. Пространства должны звучать также хорошо, как они выглядят — достижение этого правила возможно с помощью акустики.
Материал подготовлен на основании статьи Lindsey M. Roberts из журнала "Architect" (журнал американского института архитекторов )
Подписывайтесь и будьте с нами:
Последнее изменение: 19.10.2018
Статья размещена Страница «Архитектура⁄Дизайн».
Похожие статьи
История становления ГНБ бизнеса. Риски и первые объемы!