Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Краткая история отвертки

Отвертка – инструмент востребованный. Нет смысла рассказывать кто и где применяет. Пользуются и профессионалы и любители, в быту и на производствах. История отвертки на протяжении нескольких столетий связана с винтом, для поворота которого и применяется.

 

Что появилось раньше – винт или отвертка

 

Этот вопрос аналогичен давней дискуссии о первенстве курицы и яйца. Между тем, ответ очевиден – без винтов отвертка бесполезна. Винты появились намного раньше, еще во времена Архимеда. Великий древнегреческий ученый, живший в III в. до н. э., изобрел механизм для подачи воды из водоемов в каналы.

 

Спираль с резьбой получила название «винт Архимеда». Спираль находилась внутри цилиндра, один конец которого опускали в воду, а другой располагали выше. При вращении винта вода увлекалась по цилиндру и подавалась на более высокий уровень. Известно, что древние римляне использовали большие деревянные винты в оливковых и винных прессах. Однако для деревянных шурупов отвертки не нужны. Только с появлением винтов из прочного металла возникла необходимость в инструменте.

 

Когда появилась отвертка

 

Появление инструмента относят к XVII веку. Однако некоторые документальные источники указывают на более ранний период. На основании рисунков стрелкового оружия, относящихся к XIV-XV вв. некоторые исследователи приходят к выводу, что отвертка появилась на два столетия раньше, чем принято считать. На изображениях можно рассмотреть регулировочные и крепежные винты со шлицевой прорезью.

 

Также в книге «О металлах» Георгия Агриколы, изданной в 1556 году, изображен шуруп, который трудно отличить от современных аналогов. Таким образом, с появлением стрелкового оружия возникла необходимость в крепежных деталях и отвертках к ним. Первые с «плоским» наконечником предназначались для винтов со шлицем. В головке некоторое время использовался прямой паз.

 

Эволюция отвертки

 

Классические винты с прорезью и отвертки к ним не изменялись до конца XIX века. Из-за того, что жало не центрировалось, отвертки соскальзывали и царапали детали; сворачивалась головка винта. Развитие автомобильной промышленности, где требовалась точность подгонки деталей, вызвало необходимость в надежном крепеже.

 

Отвертка Робертсона

 

В 1909 году уроженец Канады П.Л. Робертсон изобрел и запатентовал отвертку с квадратной головкой. Такая конструкция позволяла получить плотный контакт с винтом и избежать скольжения при проворачивании. К новой отвертке требовались соответствующие винты с квадратными прорезями на головках. Робертсон смог изготовить такие винты.

 

Автомобильная компания Ford стала зависеть от винтов и отверток Робертсона. Автомобили канадской сборки, относящиеся к периоду 1920-х – 1930-х годов, имели крепление деталей отделки на винтах этого изобретателя. Генри Форд пытался выкупить патент, но Робертсон оказал.

 

В конце 1940-х в канадской компании Робертсона уже работало 500 человек. В США изделия были не так востребованы. Сегодня используется пять моделей отверток Робертсона, обозначенных разным цветом. Каждая модель подходит к винтам соответствующего размера.

 

Крестовая отвертка Филлипса

 

В 1933 году изобретатель из США Джон Томпсон получил патент на отвертку с крестообразным наконечником и на винт с головкой с прорезью в форме креста. Крестообразные винты могли надежно центрировать отвертку. Площадь соприкосновения рабочих поверхностей крестовой отвертки в два раза больше, чем у аналогов с прямым шлицем.

 

Изобретатель пытался продать такое полезное изобретение. В 1934 году покупатель, наконец, нашелся. Им оказался предприимчивый Генри Филлипс, который позже основал Phillips Screw Company. В 1936 Филлипс разработал метод изготовления винтов, предназначенных для серийного производства. Он пытался увлечь идеей промышленников, но те не проявляли энтузиазма.

 

Заинтересованность выразил Юджин Кларк – глава крупнейшей американской компании, которая изготавливала метизы. Вложив большие по тем временам деньги – 500 тыс. долларов США, в 1937 году компания Кларка приступила к выпуску крестообразных винтов. Вскоре эти метизные изделия стали применяться при автомобилестроении. Сначала Cadillac, а следом и другими американскими производителями. Когда началась Вторая мировая война, винты использовали в процессе изготовления военной техники.

 

Сегодня насчитывается более двух десятков различных головок винтов и отверток под них – с шестигранными, звездообразными и другими формами жала, однако плоские и крестовые модели по-прежнему остаются наиболее востребованными.

 

© Фото с сайта flickr.com

 

Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS

Последнее изменение: 23.01.2019

 

Статья размещена ООО «История».

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть