Строительная Россия
Форум Горячая линия: 8-800-222-5001
Развернуть ▼

Шедевр советской архитектуры: дом Мельникова

Дом Мельникова – это московский памятник советской архитектуры, созданный по проекту Константина Мельникова. Объединяя в себе эстетику и высокую функциональность, здание отражает оригинальную натуру своего создателя. Взгляды Мельникова на архитектуру отличались от классических представлений. Выдержанный в авангардном стиле дом нарушает привычные нормы.

 

С чего все начиналось


Мельников вел проектирование собственного дома с конца 1910-х годов. Результатом трудов стали эскизы конструкции, состоящей из двух пересекающихся цилиндров. К середине 1920-х архитектору удалось получить разрешение на строительство. В те времена правительство проводило «уплотнение» квартир, ведя учет каждого свободного метра жилплощади. При таких условиях строительство частного дома в самом центре Москвы казалось чем-то неслыханным.


Мельникову помогли заслуги перед Отечеством: он участвовал в проектировании саркофага для тела В.И.Ленина, а в 1925 году построенный им павильон представлял СССР на Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже. Как результат – привилегированный статус, позволивший Мельникову воплотить в жизнь гениальную идею. Начавшееся в 1927 году строительство завершилось два года спустя.

 

Пустота и форма


Здание состоит из двух разновысотных цилиндров, врезанных друг в друга на 1/3 радиуса. У них одинаковый диаметр, и с высоты птичьего полета крыши напоминают цифру «8». На вершине южного цилиндра – того, что пониже – находится терраса, на которую можно спуститься с северной части дома. 


Согласно лекции историка инженерии Айрата Багаутдинова, в планах Мельникова было строительство домов для рабочих с большим количеством цилиндров – количество таких сегментов могло доходить до пяти. Однако этот проект так и остался лишь на бумаге.


Одно из смелых архитектурных решений – ажурный каркас, в котором кладка кирпичей напоминает пчелиные соты. Каждый из цилиндров содержит множество отверстий шестиугольной формы, сформированные в ходе строительства. Большая часть из них стала окнами, одно приспособили под шкаф. На первом этаже - причудливые оконные рамы, в которых нет даже форточки. Однако это никак не мешает циркуляции воздуха – за множеством картин скрыты дополнительные форточки-вьюшки. Открыв их, можно проветрить помещение.

 

На первом ярусе размещены кухня, столовая, две детских, ванная, прачечная и гардероб. Студия, в которой работал автор, находится на верхнем этаже северного цилиндра. Второй этаж отведен под спальню и гостиную. Сну отводилось особое место в жизни архитектора. Вся семья ночевала в одной большой спальне, поделенной на две части с помощью перегородки. Кроватями служили бетонные платформы, замененные после войны на обыкновенную мебель.


Согласно рассказам архитектора, изначально спальня и все ее убранство были выкрашены в золотой цвет. Золотистые стены, шторы, подушки и одеяла – первое, что видели просыпающиеся люди. Как говорил Мельников, «мы чувствовали, будто плаваем в плотном золотом воздухе». Архитектор желал оздоровить не только своих близких, но и весь город. Он работал над концепцией спальных кварталов, которые давали бы жителям отдых и энергию.

 

Еще одна интересная история связана с гостиной. После окончания строительства, когда в помещении никого не было, Мельников встал посреди комнаты и издал громкий крик во весь голос. За триста лет до этого, когда завершилось возведение Базилики Святого Петра, Микеланджело так же встал под куполом и закричал, что было мочи. Своим голосом он проверял, выстоит ли здание. Рухни оно – и под завалами погиб бы лишь сам зодчий. К удаче обоих, и Микеланджело, и Мельникову хватило мастерства, чтобы сооружения простояли не один десяток лет.


В качестве рабочего места архитектор использовал огромную студию. Для вдохновения и полета мысли требовалось много пространства, поэтому мастерская, как и гостиная, имела потолки в два раза выше остальных комнат. В этих помещениях Мельников проводил большую часть дня.

 

Дом Мельникова сегодня


При жизни автор скрупулезно следил за внешним видом своего детища и стремился сохранить чистоту и опрятность. К сожалению, в наши дни специалисты признали состояние дома неудовлетворительным. Почти вековые стены испещрены трещинами и темными разводами, а окружающий их грунт год от года неумолимо проседает. Все это – результат не только воздействия времени, но и некачественной реставрации, проведенной в 1990-х годах. 


В 2006 году проблема материальной сохранности дома Мельникова была рассмотрена на международной конференции «Heritage at Risk», по итогам которой здание попало в сотню памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения.

 

С первых дней существования дом толпами посещали москвичи и гости столицы. Вскоре возникло предложение о превращении жилой постройки в музей. Долгое время вопрос поднимался, но оставался нерешенным. В 2014 году долгожданное событие все-таки произошло: дом Мельникова прошел музеефикацию. 

 

© Фото Denis Esakov, Stefanos Christodoulides, Will Webster (archdaily.com)

 

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 28.01.2019

Количество просмотров с 8 июня 2015 г.: 151

 

Статья размещена Страница «Архитектура⁄Дизайн».

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами: