Стамбульский канал — грандиозная стройка, которая грозит экологической катастрофой
Идея построить судоходный канал, соединяющий Черное море с Мраморным пришла в голову османским архитекторам еще в XVI веке. Тогда дважды приступали к реализации проекта, но оба раза работы приостанавливали.
В последующие столетия предпринимались неоднократные попытки возобновить столь глобальный проект, но альтернативы Босфору так и не появилось.
К идеи строительства вернулись уже в XXI веке. В 2011 году тогда еще премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал крупнейшую стройку в истории Турции. По заверению политика, Стамбульский канал будет введен в эксплуатацию в 2023 году, его открытие планируют приурочить к годовщине образования Турецкого государства.
Что касается стоимости, то в источниках можно встретить самые разные цифры, от $ 10 млрд до $ 100 млрд. Власти на февраль 2020 года оценивают проект в $ 12,5 млрд, однако эксперты говорят, что сумма может быть в два раза выше.
Главная официальная причина столь масштабной стройки — разгрузка Босфора, пропускная способность которого чуть более 50 тыс. судов в год. Более того, пролив слишком узкий и извилистый, из-за чего некоторые суда (в том числе нефтяные танкеры) терпели крушение.
- Длина канала «Стамбул», согласно проекту, составит 45 км (в 3,5 раза короче Суэцкого), ширина — 275 м, а глубина — 20 м.
По берегам планируется возвести десятки небоскребов и других зданий, создать парковые зоны и построить внушительных размеров мечеть, способную единовременно вместить несколько десятков тысяч человек; а через канал — соорудить порядка 10 мостов.
В 2015 году были представлены окончательные расчеты, однако в 2018-ом стало известно, что водный путь проложат восточнее первоначального замысла.
Проект вызвал беспокойства в научных кругах. Сотни ученых провели исследования о возможных последствиях строительства и пришли к выводу, что новый канал может существенно повлиять на экологическую обстановку в регионе. Из-за искусственного соединения двух морей, как утверждают экологи, в Мраморном повысится уровень сероводорода, что негативно повлияет на растительный и животный мир. Да и от зловонного запаха избавиться будет сложно.
Более того, отдельные сейсмологи прогнозируют, что подобное вмешательство человека в природу может спровоцировать подземные толчки. Опасения опровергают в Управлении по борьбе со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями Турции, подчеркивая, что связи здесь никакой нет и строительство канала не может вызвать землетрясение.
Что касается политики, то у строительства канала есть свои сторонники и противники как на внутренней, так и на внешней арене. Например, против проекта яро выступает мэр Стамбула Экрем Имамоглу.
Согласно конвенции Монтре, принятой еще в 1930-х годах, через Босфор беспрепятственно имеют право проходить любые торговые суда как в мирное, так и в военное время. Что касается нового пути, то здесь до конца не понятно, какие правила хотят установить турки и что тогда будет с той самой конвенцией. Как считают некоторые политологи, Стамбульский канал позволит Турции усилить контроль за проходом судов из Средиземного в Черное море.
Несмотря на протесты и петиции, подписанные десятками тысяч человек, в том числе видными экологами и учеными, в январе 2020 года турецкое Министерство окружающей среды и урбанизации одобрило стройку.
Эрдоган мечтает всеми силами осуществить «проект века», как сам он его называет. Учитывая последнюю информацию относительно положительных заключений со стороны профильных министерств, к реализации могут приступить в самое ближайшее время. Однако опасения ученых не беспочвенны, но пока решимость президента и его сторонников говорит в пользу того, что мир все же увидит новое суперсооружение.
Подписывайтесь и будьте с нами:
Последнее изменение: 26.03.2020