Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Башня Татлина – недостигнутый апогей советского конструктивизма

После победы Октябрьской революции советский художник и архитектор Владимир Евграфович Татлин загорелся идеей восславить социалистические взгляды в вечном – в искусстве. Он создал грандиозный проект, который вошел в историю под названием «Памятник III Интернационалу». По иронии судьбы именно социализм погубил величайший из замыслов, и сооружение так и осталось заточенным в плоских чертежах.

В 1914 г. В. Е. Татлин посетил мастерскую Пабло Пикассо в Париже. Увиденное так впечатлило его, что, приехав домой, он решил организовать выставку, где представил оригинальные композиции из индустриальных материалов. Башня во многом повторяла эти ранние работы.

После участия в монументальной пропаганде 1918 г. Татлина назначили НКП главным архитектором проекта Памятника Коммунистическому Интернационалу. С 1919 по 1920 он создает модель постройки, которую показали в московском Доме Союзов в декабре 1920 г. Позже ее перевезли в Третьяковскую галерею, откуда она загадочным образом исчезла.

Здание задумывалось в форме двойной спирали, внутри которой находились бы 4 стеклянные вращающиеся геометрические структуры:

• куб (для законодательных собраний, оборачивается 1 раз в год);

• пирамида (для исполнительных служб управления Интернационалом, оборачивается 1 раз в месяц);

• цилиндр (для осведомительных органов, оборачивается 1 раз в день);

• полусфера (скорее всего, либо для художников, либо для радио Коминтерна, оборачивается 1 раз в час).

Как написано в брошюре Н. Н Пунина «Памятник III Интернационала» (1920), «фигурные памятники... культивируют индивидуальный героизм... противоречат современности... своей статичностью». Творение Татлина же было символом Великой утопии и воссоединения человечества, разделенного Вавилонской башней. Динамизм сооружения был призван показывать свободу от материальной тяги.

Башня достигала бы 400 метров в высоту (1/100 000 от длины меридиана) и опиралась бы на мачту, наклоненную параллельно земной оси. Вверху размещался бы большой экран, показывающий мировые новости. Воздвигнуть постройку планировалось на месте Храма Христа Спасителя.

В 1924 г. Татлин берется реконструировать потерянный экземпляр для парижской выставки декоративных искусств. По причине охлаждения руководства к авангардизму разрешение на выезд за границу архитектору предоставлено не было, а саму модель забрали в Русский музей, где она и пропала. Существовал еще третий упрощенный вариант модели, но он тоже не сохранился. Сегодня возможно увидеть только фотографии проекта величественной башни – чертежи и модели были уничтожены или утеряны.

 

© Фото tatlin.ru

 

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 10.04.2019

 

Статья размещена Страница «Архитектура⁄Дизайн».

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть