Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Проект «Дельта» - одно из «Семи чудес света» современного мира

История королевства Нидерланды – это история непрекращающейся борьбы с гидрологическими угрозами со стороны моря и впадающих в него рек. Борьбы, которая насчитывает уже более двух тысяч лет.

На протяжении всего этого времени море вело наступление на территорию Голландии, а люди изобретали всё более масштабные инженерные решения для защиты населённых пунктов и сельхозугодий от наводнений.

 
© OpenStreetMap.org / по лицензии CC BY-SA 3.0 (карта проекта
 © OpenStreetMap.org / по лицензии CC BY-SA 3.0 (карта проекта "Дельта")


Самым крупным и впечатляющим из них стал проект «Дельта», основной этап которого был реализован в период с 1953-го по 1997-й годы. За это время было построено тринадцать огромных основных дамб. В общей сложности, они протянулись на 2400 километров.

А вспомогательные дамбы достигли суммарной протяжённости в 14000 километров. Подобный масштаб гидротехнических работ сделал проект «Дельта» величайшим в мире гидротехническим сооружением, одним из нынешних «чудес света», по версии Американского общества гражданских инженеров (ASCE).

 
© Raimond Spekking / по лицензии CC BY-SA 4.0 («Остершельде» - одна из крупнейших дамб проекта «Дельта»)
 © Raimond Spekking / по лицензии CC BY-SA 4.0 («Остершельде» - одна из крупнейших дамб проекта «Дельта»)

Проект Южного Моря («Зейдерзе»)

В далёком 1891 году появился весьма смелый для тех лет проект создания 30-километровой дамбы между двумя провинциями: Северной Голландией и Фрисландией. Благодаря этому, Южное Море внутри страны преобразовывалось в озеро Эйселмер, а на многочисленных осушенных низменных участках (польдерах) устраивались сельскохозяйственные угодья.

 
© Dedalus / wikipedia / по лицензии CC BY-SA 3.0 (карта проекта «Зейдерзе»)
 © Dedalus / wikipedia / по лицензии CC BY-SA 3.0 (карта проекта «Зейдерзе»)


Проект «Зейдерзе» был осуществлён в период с 1920 по 1932 годы и принёс стране около 150 тысяч гектар новых сельскохозяйственных земель. Его опыт использовался и при реализации проекта «Дельта».

Проект «Дельта»: подробности

Концепция этого грандиозного проекта начала разрабатываться ещё в 1940-е годы, а в 1953 году начались работы по её осуществлению. Территорией масштабного строительства дамбовой защиты кругового типа стало побережье юга страны. Это земли с населением свыше 4-х миллионов человек. Все эти люди живут ниже уровня моря.

В первую очередь, в начале активной фазы проекта «Дельта» была минимизирована угроза со стороны моря: возведены новые мощные противоштормовые и противопаводковые барьеры.

 
© Wouter Hagens / по лицензии CC BY-SA 3.0 (работы близ голландской деревни Вроувенполдер)
 © Wouter Hagens / по лицензии CC BY-SA 3.0 (работы близ голландской деревни Вроувенполдер)


Затем — построен большой шлюзовый комплекс в устье реки Харингвлиет. Он позволил в случае необходимости удалять лишние воды Рейна, а затем и отводить их в сторону при помощи специального трубопровода.

Крупнейшим сооружением проекта «Дельта» стали дамба «Остерсхельдекеринг» и «Остершельде». Это 62 шлюзовых комплекса 40-метровой ширины, которые стали надёжными барьерами для солёной морской воды, не допускающими её на заселённые территории. Стоимость сооружения каждой из этих мощных дамб составила несколько миллиардов евро. В октябре 1986 года королева официально открыла комплекс защитных сооружений «Остершельде».

 
© Raimond Spekking / по лицензии CC BY-SA 4.0 («Остершельде» - одна из крупнейших дамб проекта «Дельта»)
 © Raimond Spekking / по лицензии CC BY-SA 4.0 («Остершельде» - одна из крупнейших дамб проекта «Дельта»)


На отвоёванных у моря и осушенных землях все желающие граждане страны смогли себе выбрать участок размером от 12 до 48 гектар, для организации фермерского хозяйства. И такие желающие, разумеется, нашлись.

Кроме того, дамбы проекта Дельта строились с таким расчётом, чтобы подстраховать, а в конечном итоге и заменить собою старые защитные сооружения, возведённые ещё в XIX – начале ХХ вв. и утратившие прежнюю прочность.

Там, где это возможно, длительный, дорогостоящий и занимающий много места процесс возведения больших насыпных дамб был заменён строительством мобильных противоштормовых и противопаводковых барьеров.

Крупнейший из них был выстроен на исходе двадцатого века к западу от Маасслюи. Его огромные поворотные двери способны перекрыть любой новый водный путь, встав на пути наводнения или паводка, если уровень воды начнёт подниматься слишком высоко.

 

Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS

Последнее изменение: 05.03.2020

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть