Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Летающий город Крутикова: уникальный проект советского архитектора

Его называли «советским Жюлем Верном». В 1928 году выпускник Ленинградского Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН) Георгий Крутиков поразил членов аттестационной комиссии, а позднее – и всю страну уникальным по смелости мышления дипломным проектом.

Космос – лучшее место для жизни

Творческий потенциал архитектурной мысли молодого советского государства в наибольшей степени проявился в годы существования авангардного направления (1917-1934). Кроме проектирования промышленных объектов всесоюзных комсомольских строек немалое внимание уделялось вопросу обеспечения населения жильём. Сколь смелыми бы не показались различные разработки, идея Георгия Крутикова повергла в шок абсолютно всех.

Развитый дом-коммуна в "летающем города". 1928. Общий вид. 

Его концепция предусматривала для разных общественных формаций индивидуальный тип населённого пункта:

• при феодальном строе – крепость посередине города, имеющего центрально-радиальный тип планировки;

• при капитализме – населённый пункт со строгой прямоугольной планировкой.

Для общества, стремящегося к коммунизму – собственный тип общественного устройства. Каждый город – коммуна. В её составе – две части:

• первая – производственного назначения, горизонтального типа;

• вторая – жилая, устремлённая из космоса вертикально вверх в виде параболоидов.

"Летающий город". 1928. Общий вид, план, разрез, схемы размещения. 

Автор проекта предложил, ни много ни мало, обычные жизненные заботы перенести в космос: создать совершенно новые жилищные ячейки, сообщение между которыми – посредством индивидуальных кабин.

Такая кабина могла представлять собой унифицированную ячейку жилой площади, оснащённую мебелью и подсобными средствами. Мягкую оболочку кабины можно запросто менять, сохраняя общую структуру. Подключение кабин к зданиям – при помощи электромагнитных импульсов. Перемещение между домами и городами – свободный полёт в космическом пространстве.

Проектом были предусмотрены три типа жилых ячеек:

1. Трудовая коммуна. Основу составляли восемь вертикальных жилых корпусов. Каждый из пяти круглых этажей имеет шесть ячеек. Место для причаливания кабины расположено на лоджии.

2. Концентрированная форма нескольких вертикальных жилых корпусов. Несколько колец собираются в единый шар, представляющий собой город.

3. Ячейка временного пребывания. Вертикальный корпус из трёх частей:

• нижняя – «соты» для стоянки передвижных кабин;

• средняя – жилой корпус;

• верхняя – общественные помещения.

Развитый дом-коммуна в "летающем города". 1928. Схемы размещения.

Аналитическую часть своего концептуального проекта подвижной архитектуры Георгий Крутиков дополнил таблицами, чертежами и эскизами в оригинальных подрамниках.

Авангардист, опередивший время

Предварительный просмотр проекта привёл к тому, что в день защиты в зале яблоку негде было упасть. А секунду спустя после окончания речи Георгия Крутикова в зале воцарилась гробовая тишина. Отвечая на единственный вопрос, соискатель диплома отметил, что на подготовку проекта ему понадобилось 15 лет. Как быстро будет двигаться вперёд технический прогресс, чтобы появилась возможность воплощения идеи в жизнь – вопрос открытый.

Основываясь на идеях Константина Циолковского, молодой архитектор предложил освободить значительную часть территории Земли самым радикальным образом – перенеся жилые помещения во внеземное пространство, создав там множество одинаковых городов-коммун. Руководство ВХУТЕИНа оценило труд дипломника званием «архитектора-художника». Местом работы Крутикова стала архитектурно-проектная мастерская Моссовета No3.

Он – автор проектов известных московских зданий:

• станции метро «Парк культуры им. М. Горького»;

• жилого дома в Новоспасском переулке Москвы;

• семи столичных общеобразовательных школ.

"Летающий город". 1928. Планетарная схема (размещение городов на земле и планетах). 

Разумеется, эти идеи и воплощённые в жизнь проекты Георгия Крутикова насквозь пропитаны духом социалистического реализма.

Закат авангардной эпохи в советском искусстве в целом, и в архитектуре в частности, поставил художников в жёсткие рамки, внутри которых проектам будущего места уже не было. В 1930 году художественно-технический институт прекратил своё существование. Футуристические проекты архитекторов-авангардистов и футуристические города будущего остались неосуществлённой мечтой.

 

© Фото из книги Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Т.2

 

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 11.04.2019

Количество просмотров с 8 июня 2015 г.: 162

 

Статья размещена Страница «Архитектура⁄Дизайн».

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть