Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Соединение Дона и Волги: как советские строители установили мировой рекорд

Османские инженеры в XVI веке, казалось, были одержимы идеей строительства судоходных каналов. Именно тогда предпринимались неоднократные попытки соединить Черное море с Мраморным. Также были начаты работы по объединению рек Волги и Дона, что позволило бы кораблям курсировать из Каспийского моря в Азовское и иметь выход к мировому Океану.

Для осуществления этой грандиозной идеи султан Селим II в 1569 году и двинулся походом на Астрахань. Два десятка тысяч турецких солдат забросили работы уже через месяц. Летописцы отмечают, что турки ушли ни с чем, проклиная свою прежнюю затею. Согласно источникам, они пришли к выводу, что даже за 100 лет здесь ничего не построить.


© Luch4 / CC BY-SA 3.0 (Волго-Донской канал, 2010 год)

К идее соединения двух рек вернулись при Петре I. Проект тогда разработал адмирал Корнелиус Крюйс, норвежец, состоящий на службе российского царя. Его план был одобрен в Парижской академии наук. Первоначально работами руководил немец Иоган Брекель, который быстро сбежал из России, осознав, что не справится с проектом. Позже за дело взялся английский инженер Джон Перри, но война со Швецией не позволила завершить проект.

Некоторые историки полагают, что если бы при Петре I удалось построить канал, по значимости это событие было бы равносильно образованию Санкт-Петербурга.


© Michael clarke stuff / CC BY-SA 2.0 (у шлюза Цимлянской ГЭС, 2009 год)

В последующие два столетия было разработано несколько десятков проектов (в том числе французом Леоном Дрю, который первым предложил в 1866 году питать канал с помощью насосов), но ни один из них так и не воплотился в жизнь. Более серьезные разработки начались уже при новой власти: в 1918 году Совнарком РСФСР поставил в приоритет строительство данного объекта; были организованы исследовательские работы на месте будущей стройки. Однако проект, представленный к 1928 году, был отвергнут.

К разработке очередного плана канала приступили в 1940 году. Инженерные изыскания проводились с перерывами из-за начавшейся через год войны. К строительству столь масштабного объекта приступили только в феврале 1948 года. Работы велись по проекту гидротехника Сергея Жука (позже за свою разработку он удостоился Сталинской премии второй степени).


© Skif-Kerch / CC BY-SA 4.0 (Шлюз № 1: Красноармейский район, Волгоград, 2017 год)

Строили канал 4,5 года, до конца мая 1952-го. Таким образом, удалось установить мировой рекорд в гидростроительстве, завершив проект подобного масштаба за столь короткий срок. В некоторых документальных хрониках объект называли новым чудом света.

В реализации проекта участвовало около 1000000 человек, среди которых порядка 75% - вольнонаемные рабочие. Остальные — военнопленные и советские заключенные. Строительный материал и оборудование производило 2000 предприятий.

Конечно, в отличие от турок, которые в XVI веке пытались прорыть канал лишь подручными инструментами, на советской стройке во всю шумела спецтехника: самосвалы, бульдозеры, многоковшовые экскаваторы, землеройно-транспортные машины — всего 8000 единиц техники. На объекте впервые применили экскаваторы на шагающем ходу. Земляные работы были механизированы на 98%: вынуто 150 млн кубометров земли и уложено 3 млн кубометров бетона.


© Перебасова Евгения / CC BY-SA 3.0 (Волго-Донской канал, у входа в Шлюз № 1)

Общая длина судоходного канала Волга-Дон составила 101 км (Волжский склон — 21 км, средний водораздельный — 25 км, Донской склон — 55 км). Почти половина пути проходит по трем водохранилища, крупнейшим из которых является Карповское, площадью 42 кв. км. Минимальная глубина канала — 3,5 метра. Правда, в последние годы на некоторых участках наблюдается маловодье. Так, в апреле 2020 года из-за недостаточно снежной зимы глубина канала в отдельных местах составила менее 3 метров, из-за чего приходится вводить временные ограничения для прохода судов.

На протяжении всего пути канала установлено 13 шлюзов (9 — на Волжском склоне и 4 — на Донском). Реки находятся на разных уровнях; соответственно, судну, заходящему в канал со стороны Волги, сначала нужно при помощи шлюзов подняться на 88 метров, а затем опуститься на 44 метра.


© Alexxx Malev / flickr.com (Памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал)

В комплекс канала входят: дамбы, плотины, насосные станции и другие (около 100) гидротехнические сооружения, в том числе Цимлянская ГЭС, мощностью 211,5 МВт. Плотина этой гидроэлектростанции внесена в Книгу Гиннесса как самое большое сооружение из песка. Советские строители первыми в мире применили новый метод: плотина отсыпана из суглинков, а верхний откос облицован железобетонными плитами.

Канал, соединяющий Дон и Волгу, назвали в честь вождя Октябрьской революции В.И. Ленина. А первопроходцем стал теплоход «Иосиф Сталин». Руководителю СССР у первого шлюза тогда поставили и памятник, который демонтировали в 1961 году; позже на этом месте установили статую Ленина.

Сегодня каждый год по каналу проплывает около 7000 судов. В марте 2020 года стало известно о работах по обновлению инфраструктуры в рамках Федеральной программы «Развитие транспортной системы».

 

Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS

Последнее изменение: 14.04.2020

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть