Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

О технологии ЛСТК: быстро, практично, надежно

Об ЛСТК часто говорят как об инновационной технологии, хотя появилась она более полувека назад. О том, насколько уместно такое словосочетание, а также об особенностях технологии и ее развитии в России, мы пообщались с коммерческим директором ГК «Эвриал» Сергеем Давиденко.



— Сергей, расскажите, пожалуйста, в чем особенность технологии ЛСТК?

— Технология строительства из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) позволяет в сжатые сроки построить каркас здания из стальных оцинкованных холодногнутых профилей. Монтаж каркаса производится при помощи болтовых соединений без использования сварки, так как она может повредить оцинкованное покрытие.

Элементы будущего здания поставляются на строительную площадку полностью готовыми к монтажу, с нанесенным цинковым антикоррозийным покрытием и монтажными отверстиями. Благодаря полностью автоматизированному производству брак практически невозможен. Готовые конструкции доставляются, либо в частично собранном виде, либо полностью разобранными. В комплект входят: профильная система, крепежные элементы, чертежи и заводская спецификация для монтажа.

Используя технологию предварительного монтажа на производстве, можно существенно сократить время строительства, так как она позволяет осуществлять одновременно и подготовку строительного участка со всеми коммуникациями, и изготавливать каркас строения. С применением технологии ЛСТК строятся быстровозводимые объекты самого разного назначения: от промышленных, складских и сельскохозяйственных ангаров – до жилых малоэтажных зданий и объектов социального назначения.


— Каковы основные преимущества технологии?

— Преимуществ на самом деле много, но их необходимо разделить. Есть преимущества, которые относятся ко всем легким металлоконструкциям, включая не только ЛСТК, но и ЛМК. Это, в первую очередь, высокая скорость проведения строительно-монтажных работ и существенная экономическая выгода. Так как конструкции легкие возводить объекты можно и на недорогих мелкозаглубленных фундаментах. Для монтажа каркаса достаточно сил небольшой бригады, применение тяжелой спецтехники при этом не требуется.

Также преимуществами легких конструкций являются: разнообразие планировочных решений, высокая сейсмоустойчивость (строения выдерживают землетрясения до 9 баллов), отсутствие усадки, устойчивость к коррозии, экологичность и высокие эксплуатационные свойства – срок службы конструкций составляет минимум 50 лет.

К преимуществам непосредственно технологии ЛСТК можно отнести: компактность конструкций и легкость их транспортировки к месту строительства, идеальную точность геометрических размеров профилей и безупречное заводское качество. Технология позволяет экономить не только на этапе строительства, но и в процессе эксплуатации на отоплении, за счет низкой теплопроводности ограждающих конструкций. Еще один плюс – легкий демонтаж и возможность перемещать сооружения на другие участки. Если сформулировать кратко, то ЛСТК – это быстро, практично и надежно.


— Насколько она распространена в других странах и какова доля в России?

— Традиционно принято считать, что технология ЛСТК разработана в 50-х годах прошлого века в Канаде. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в это же время с ее применением возводили строения в США, Великобритании и Швеции. Даже в СССР уделялось значительное внимание строительству с применением легких металлоконструкций, о чем свидетельствует ряд книг и научно-исследовательских работ, появившихся в период 1957-1980 годы.

В наши дни, по данным из открытых источников, в Европе, Азии и США конструкции из ЛСТК занимают до 15% от общего объема строительства. При строительстве малоэтажных промышленных зданий в отдельных странах доля технологии ЛСТК доходит до 80%, а в России, по разным оценкам, составляет 6-8%.


— А какова доля ЛСТК в вашей компании? И в каких именно проектах ее используете?

— Компания «Эвриал» использует 7 видов технологий, доля ЛСТК в общем объеме составляет около 20%. Технология активно применяется при строительстве быстровозводимых зданий в сейсмических районах, а также при выполнении госзаказов, когда важна скорость сборки и изготовления в максимально сжатые сроки. Она очень удобна для строительства в труднодоступных местах. Каркас из ЛСТК в разобранном виде занимает минимум места, комплектуется в контейнеры, и его удобно доставлять даже на самые проблематичные, с точки зрения транспортной доступности, строительные площадки.

Также этот тип каркаса ГК «Эвриал» применяет при возведении объектов в агрессивных средах, где есть требования к защите металлоконструкций именно цинковым покрытием. И, конечно, технология просто незаменима при возведении сборно-разборных сооружений, на которые не требуются разрешения строительства. Полностью готовый комплект здания мы поставляем на площадку, производим сборку металлокаркаса и ограждающих конструкций. В случае необходимости, можно разобрать строение, перевезти в другое место и там собрать. Это существенный плюс данной технологии.


— Технология не новая, тем не менее, про нее нередко говорят как об инновационной. Почему? Насколько уместна такая приставка?

— Термин «инновационная» употребляют для обозначения новых внедряемых технологий, если они способствуют повышению эффективности процессов или улучшению качества продукции. Технология ЛСТК обеспечивает и то, и другое.

Она действительно инновационная, с точки зрения повышения эффективности строительных работ и высоких эксплуатационных качеств объектов, возведенных с ее применением. Насколько она «нова» можно судить по жизненному циклу других технологий строительства. А большинство из них насчитывают века.

По сравнению с ними, ЛСТК, конечно, нова, юна и только завоевывает свое право на длительное существование. Главная причина, которая тормозит ее активное внедрение — общая консервативность строительной индустрии. Сюда входит и неразвитость нормативно-технической базы, и отсутствие практики применения ЛСТК у многих проектных и строительных организаций, и нежелание экспериментировать, всегда проще использовать типовые, проверенные временем, решения.

Довольно часто можно услышать сетования, что российский рынок такой консервативный, не хочет применять передовые технологии, в то время как в прогрессивных и развитых странах… Но, если изучить зарубежный опыт, то становится очевидным, что внедрение технологий ЛСТК и там не происходило так уж быстро и гладко, как нам кажется.

К примеру, в жилищном малоэтажном строительстве в настоящее время стальной каркас преимущественно используется в географических районах, которые испытывают связанные с погодой повреждения или стихийные бедствия, такие как ураганы и землетрясения. Сталь активно применяется в этих местах, потому что имеет высокую прочность на растяжение и изгиб, и может противостоять разрушительным силам, оказываемым на жилые сооружения во время таких событий.

По этим причинам стальной каркас чаще всего используют во Флориде, Техасе, Южной Калифорнии, Гавайях и Тихоокеанском Северо-западе. Но в большинстве стран по-прежнему доля жилищного строительства из ЛСТК невелика, и уступает дереву и кирпичу.

При внедрении технологии ЛСТК, и в Европе и в США возникали те же сложности, что и у нас, в России: большинство строителей и архитекторов предпочитали использовать проверенные технологии.

Известен случай, когда президент крупнейшей строительной компании Северной Америки Brookfield Homes, пытаясь переломить сложившийся стереотип и доказать преимущество применения стальных конструкций для строительства частных домов, привел такой аргумент: «Представьте себе историю, в которой строители последние 100 лет использовали сталь, а не дерево. Представьте себе, что было бы, если к ним подошел кто-то и вместо стали предложил дерево: «Вот дрова. Только я должен предупредить, что они тяжелее для переноски, и не такие ровные. Они деформируются, трещат и скрипят, и легко воспламеняются. И цены все время растут… Я уже говорил, что материал органический и поэтому чувствительный к плесени? А, и еще есть один жучок, о котором обязательно нужно знать, его называют термитом…». Но такие яркие сравнения все равно не позволили ЛСТК заменить дерево в жилищном строительстве.

Так что внедрение новой технологии на консервативный строительный рынок – процесс длительный, требующий усилий по преодолению сложившихся стереотипов и традиций. Возможно, говоря об ЛСТК, ее будут еще долго называть «инновационной», пока она не найдет массового применения, или, напротив, не будет вытеснена какой-нибудь еще более эффективной новой технологией.


— Правильно понимаю, что один из наиболее ответственных этапов – проектирование КМ, на площадке здание уже собирается словно конструктор?

— Да, но наряду с этим, не менее ответственными этапами являются производство конструкций и проведение строительно-монтажных работ. Все работы должны выполняться специалистами высокой квалификации с опытом работы в сфере комплексного проектирования и возведения объектов по технологии ЛСТК.

Также большое значение имеет этап производства. Случается, что недобросовестные производители в целях снижения себестоимости могут уменьшить толщину профиля, сделать более тонкий слой цинка, что негативно влияет на качество конструкции. Поэтому лучше не рисковать и работать только с известными и хорошо зарекомендовавшими себя заводами-производителями.

Цена ошибок и небрежности на любом этапе может быть очень высока и привести к обрушению конструкций. Самостоятельное возведение зданий из ЛСТК запрещено. Необходимо обращаться в специализированные компании, которые имеют допуски и лицензии на проведение подобного рода работ. Например, наша компания «Эвриал» имеет СРО на строительство С-039-18092009 и СРО на проектирование П-185-16052013.


— Можно ли ЛСТК применять в комбинации с другими строительными технологиями?

— Да, ЛСТК можно использовать как самодостаточное решение для возведения каркасов зданий, так и применять совместно с другими технологиями строительства.

Для задач, которые выходят за рамки их характеристик (несущая способность, допустимые нагрузки и т.д.), применяются комбинированные каркасы: наиболее нагруженные элементы выполняют из сварных или прокатных профилей, менее нагруженные – из ЛСТК.

При качественном проектировании комбинированные каркасы позволяют эффективно управлять характеристиками элементов каркаса, оптимизируя его вес, и получая хорошее соотношение цены и качества всего проекта. Комбинированные варианты позволяют решать сложные и нестандартные задачи, так как отличаются большей вариативностью.


— ЛСТК часто сравнивают с технологией строительства из легких металлических конструкций (ЛМК). В чем отличие последней от ЛСТК? Каково главное преимущество ЛСТК перед ЛМК или наоборот?

— И то и другое – это технологии быстровозводимых зданий из легких конструкций. В ЛМК материалом является черный горячекатаный металлопрокат (двутавры, швеллера, уголки, квадратные и круглые трубы). Разница в том, что ЛСТК более легкая и экономичная за счет уменьшения толщины конструкций: у ЛМК она составляет 8-40 мм, у ЛСТК – 4 мм и менее.

Но эта разница сказывается на возможностях использования. При строительстве из ЛСТК, шаг несущих конструкций должен быть меньше в 2 раза в сравнении с ЛМК.

Что касается того, какая технология лучше, то мы считаем, что нет единой универсальной технологии, одного решения, идеально подходящего всем. Для разных проектов нужны разные конструкторско-технические решения, с учетом специфики объекта и условий эксплуатации. Любая технология – это не панацея, а инструмент, который нужен для достижения конечной цели, а именно строить функциональные, комфортные и надежные здания.


— Технология ЛСТК уже успела обрасти мифами, какой из них наиболее распространен?

— Мифов действительно много. Часто возникают сомнения в надежности строений из-за тонких стен. Они не обоснованы. При правильном проектировании объекты могут выдерживать серьезные динамические удары и нагрузки не хуже строений из других типов металлокаркасов. Дополнительную прочность и жесткость каркасу придают системы связей, ригелей и прогонов. Недаром технология нашла широкое применение в сейсмоактивных районах по всему миру.

Главным условием устойчивости каркаса является грамотный расчет нагрузок, в том числе и критических, которые может выдержать сооружение из ЛСТК.

Еще один «миф», что такие строения промерзают и подходят только для неотапливаемых ангаров. Дело в том, что изначально технология действительно использовалась при строительстве промышленных объектов, но со временем ее усовершенствовали. Был разработан термопрофиль, со специальными термопросечками, появился качественный утеплитель и теперь строения из ЛСТК стали теплее домов из кирпича, бетона и даже дерева, благодаря своей низкой теплопроводности.

Также существует расхожее мнение, что здания ЛСТК – это времянки, имеющие короткий срок эксплуатации. На самом деле, минимальный срок службы стальных тонкостенных конструкций составляет от 50 лет и более.

Важно знать, что ЛСТК – это надежная и перспективная технология, но она требует профессиональных знаний, квалифицированных специалистов и ответственного отношения.

изображения предоставлены ГК «Эвриал»

 

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 28.04.2020

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть