Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Проект транспортного перехода Россия – Япония: а оно нам надо?

Сахалинский тоннель был одним из наиболее масштабных проектов начала 1950-х, но, как и большинство грандиозных строек Сталина, он канул в лету практически сразу после смерти вождя. При этом работы уже велись и, если бы не скоропостижная кончина руководителя страны, сегодня Транссибирская магистраль простиралась бы вплоть до Сахалина.

В наше время неоднократно возвращались к вопросу о соединении острова с материком. Рассматривались различные варианты и тоннеля, и моста.

© Voland77 / CC BY-SA 3.0 (Карта проекта Сахалинского тоннеля)


В сентябре 2017 года президент Владимир Путин во время Восточного экономического форума заявил об идее строительства пути не только на Сахалин, но и дальше — на остров Хоккайдо. Этот вопрос обсуждался главой российского государства с премьер-министром Японии Синдзо Абэ и ранее (они дважды встречались в конце 2016-го начале 2017-го). Впервые же о проекте заговорили еще в 2013 году. При этом Путин подчеркивал, что для начала нужно возвести мост на Сахалин со стороны материковой России.

Об этом говорил и Сергей Иванов, спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. Он также подчеркнул, что проект обсуждается, его целесообразность рассматривается, однако всерьез говорить о нем можно будет лишь тогда, когда появится переход на Сахалин.

© kremlin.ru (Восточный экономический форум, Владивосток, 2017 год)


Несмотря на то, что президент в своей речи на форуме говорил о мосте, Иванов отметил, что от Сахалина до Хоккайдо если и будет что-то построено, то скорее всего тоннель. Правда, на этот счет до сих пор идут дискуссии.

По словам Сергея Иванова, тоннель окупится не раньше, чем через 30-40 лет. Что касается соединения материковой России и Сахалина, здесь мнения расходятся относительно типа сооружения.

Буквально за месяц до ухода с поста Министра транспорта РФ, в апреле 2018 года, Максим Соколов заявлял, что японская сторона ждет конкретных предложений относительно проекта, а его разработка в свою очередь требует серьезных инвестиций.


На следующий год стало известно, что строительство моста (или тоннеля) на Сахалин и Хоккайдо включено в национальную программу развития Дальневосточного ФО до 2025 года. Тогда же были представлены и соответствующие проекты. Что касается мостового перехода на Сахалин, Министерство развития ДФО и Арктики оценили его строительство в 433 млрд рублей. Свой вариант проекта представило и ОАО «РЖД». Это предложение примерно на 100 млрд дороже, так как предусматривает и строительство порта.

В январе 2020 года официальное издание холдинга сообщило о том, что по заказу РЖД подготовлено два проекта переправы через пролив Невельского: и тоннеля, и моста. Первый вариант предусматривает сооружение длиной 12,8 км. Второй — однопутный мост протяженностью 6 км, плюс возведение двух дамб длиной 1,5 км. Проектировщики подчеркивают, что разницы в стоимости строительства нет. Оба предложения оценили в 540 млрд рублей (кстати, на разработку проектов потратили 3 млрд руб.). Однако предпочтение отдается именно мостовому переходу.

© pixabay.com


Некоторые эксперты критикуют саму идею проекта (если говорить о тоннелях как на Сахалин, так и на Хоккайдо), отмечая, что подобные сооружения не нужны ни России, ни Японии, считая их неокупаемыми и бессмысленными. Другие выступают лишь за строительство тоннеля (или моста) на Сахалин, отмечая, что соединение с Японией, действительно, вряд ли окупится.

Нет единения и на государственном уровне. Например, против проекта выступает Минфин РФ, в то время как Минтранс всячески старается продвигать идею.

Что касается технической стороны вопроса, то сама возможность реализации подобного рода проекта (если говорить о тоннеле в Японию) ни у кого не вызывает вопросов. А Страна Восходящего солнца уже имеет опыт строительства подобных объектов: в 1964-1988 годах был проложен на тот момент самый длинный и глубокий железнодорожный тоннель, соединяющий острова Хоккайдо и Хонсю. Тогда это сооружение обошлось стране в $ 3,5 млрд.

© Frank X. Didik (Из проекта Трансглобальной магистрали Фрэнка Дидика)


Интересно, что Фрэнк Дидик, представивший в 2006 году проект Трансглобальной магистрали (о нем по ссылке в конце статьи), тоже предлагал строительство тоннелей, а не мостов, чтобы соединить Японию с Россией.

По расчетам футуриста, протяженность тоннеля от Хоккайдо до Сахалина составит 42 км и далее до материка — 7 км. В 2016 году автор этого удивительного проекта озвучил новые суммы, относительно стоимости строительства. По его расчетам прокладка тоннеля от Сахалина до Японии обойдется в $ 4,2 млрд. А на реализацию уйдет 9 лет.

Но если проект Дидика — своего рода утопия, то строительство тоннеля между Сахалином и Хоккайдо обсуждается всерьез и на самом высоком уровне. Вот только, учитывая новый финансовый кризис, столь масштабный проект, видимо, будет отложен до лучших времен.

 

Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS

Последнее изменение: 21.05.2020

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть