Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Бетонные дороги: "за" и "против"

Если обратить внимание на тему дорожного строительства в Китае, США и Европе, можно увидеть, что там появляется все больше дорог с цементобетонным покрытием. Причем в первых двух странах их доля составляет около 50%. Активно это направление развивается в Германии, Австрии, Испании, Бельгии, Республике Беларусь и ряде других государств.

В России доля таких дорог пока составляет порядка 1% — примерно 10 тыс. км. При этом первые трассы с цементобетонным покрытием появились у нас еще в 1950-е. А спустя два десятилетия в СССР стало строиться все больше подобных дорог (Москва — Волгоград, Свердловск (Екатеринбург) — Челябинск и др.). Однако ГОСТы разработаны не были, что отразилось на качестве дорожного полотна.

Бетонная дорога в Сан-Хосе , Калифорния, США


В некоторых случаях из-за несоблюдения технологии и использования не самых лучших материалов начал шелушиться поверхностный слой бетона, а в температурных поперечных швах образовались трещины. Постепенно от цементобетонного покрытия почти полностью отказались. Как рассказал нашему изданию Президент Ассоциации бетонных дорог, д.т.н, профессор Ушаков Виктор Васильевич, тогда пришли к выводу, что такие дороги для страны затратнее асфальтобетонных, делать их качественными и ремонтопригодными практически невозможно.

По мнению эксперта, заключения эти были ошибочными. Время показало, что бетонные дороги, напротив, помогают экономить до трети расходов в течение своего жизненного цикла — 30 лет. Именно поэтому во многих развитых странах растет доля дорог с цементобетонным покрытием. К тому же, как подчеркивает Ушаков, такое дорожное полотно отличает высокий коэффициент сцепления, плюс, благодаря белому цвету, отражается больше света в сравнении с альтернативными покрытиями, что способствует безопасному движению в темное время суток.

Асфальт или бетон?

Но далеко не все делают выбор в пользу цементобетона, считая этот вариант более затратным и трудоемким. Независимый строительно-технический эксперт Тихонов Селивентий Петрович в беседе с нами отметил, что бетон без добавления специальных добавок плохо переносит отрицательные температуры, а также динамические высокочастотные воздействия при движении автомобилей.

При его использовании нужно соблюдать уклоны для эффективного отведения воды; отсутствие ям, выбоин, обнажения арматуры. Асфальтобетон, по словам эксперта, в этом смысле обладает большей устойчивостью к неблагоприятным воздействиям.

Сторонники асфальтобетона отмечают также легкость в изготовлении и укладке. К тому же, в отличие от бетона, не нужно ждать несколько дней, чтобы начать эксплуатировать дорогу. В свою очередь, выступающие за цементобетон, подчеркивают, что битум — связующее вещество в асфальтобетонных дорогах — при низких температурах становится хрупким и иногда трескается. Подвержен он деформации и при сильной жаре. А на цементобетон, по словам его сторонников, температура не влияет.

В любом случае строительство бетонных дорог оправдано только в том случае, когда строго соблюдена технология. Например, если допустить ошибки при строительстве, которые вынудят со временем произвести ремонт бетонной дороги, тогда придется менять целый участок.

Наличие квалифицированных кадров и специальной техники сегодня являются одними из основных препятствий для развития этого направления. По словам Максима Лазовского, владельца строительной компании «Дом Лазовского», все это повышает порог входа для подрядчиков, которые не торопятся идти в эту область; плюс вопрос цены — в совокупности бетонная дорога обойдется дороже, хотя она долговечнее, экологичнее и при правильной технологии не требует частой реставрации.

Строительство дороги из фибробетона в Калининградской обл.


Тем не менее новые дороги с цементобетонным покрытием начинают появляться и в нашей стране. В Калининградской области в рамках программы по реконструкции и строительству автодорог до 2022 года будут применяться новые материалы и технологии. По примеру западных стран и той же Республики Беларусь, в 2020-ом в качестве эксперимента на двух небольших участках использовали фибробетон.

В мае 2016-го российское правительство утвердило Стратегию развития промышленности строительных материалов, согласно которой к 2030-му доля строящихся дорог с применением цементобетона составит 50%. Правда, в документе отмечается, что в 2019-2020-ом таковых должно быть 20%. Но очевидно, что данные показатели сегодня не достигнуты.

В Ассоциации бетонных дорог отмечают, что переход к технологии должен быть планомерным, с постепенным наращиванием темпов. В организации считают, что изначально лучше всего внедрять этот метод строительства на крупных проектах скоростных магистралей.

Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS

Последнее изменение: 19.04.2021

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть