Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Незавершенная стройка века

5 марта 1953 г. умер Сталин. Всего через 3 недели, 25 марта, Совет министров СССР издал секретное постановление о прекращении двадцати грандиозных строек, большинство из которых было начато по прямому указанию вождя. В списке этих объектов оказался и тоннель на Сахалин, который к 1955-1957 году должен был соединить остров с материком постоянным железнодорожным сообщением.

О роли личности в истории

Этот грандиозный и дорогостоящий проект вынашивали ещё в конце XIX века, но сложность и масштаб работ пугал тогдашних властей. Однако у Сталина крупные проекты в долгий ящик не откладывались.

© Архитектурный журнал / flickr.com


После Великой Отечественной Южный Сахалин, отнятый Японией у России в войне 1904–1905 гг., был возвращён. За несколько лет японское население было выдворено, и началось освоение природных богатств острова – нефти, древесины и угля, рыбы и морепродуктов. Оно тормозилось отсутствием надёжной связи с материком. Паромная переправа была сезонной и очень зависящей от погодных условий.

После геологических изысканий были подготовлены проекты моста, насыпной дамбы и тоннеля. Самым целесообразным вариантом признали тоннель. Климатические условия здесь неблагоприятные: сильная ветровая нагрузка, бурное в непогоду море. Решили, что волны со льдом могут разрушить и дамбу, и мост.

Активная фаза строительства началась летом 1951 года. Пустить поезда по новому тоннелю официально запланировали в 1955 году. Но в кулуарах, учитывая сложность задачи, труднодоступность местности и объём строительства, называли 1957-й год как более реальный срок окончания стройки. Нет сомнений в том, что, если бы Сталин протянул ещё несколько лет, проект был бы доведён до завершения.

Мыс Средний. Здесь начиналась дамба на искусственный остров (© kfss.ru)


Немаловажная деталь: строительство Сахалинского тоннеля (как и многих других больших строек той эпохи) велось с привлечением большого количества дармовой рабочей силы ГУЛАГа. А по знаменитому указу «Об амнистии» от 27 марта 1953 года из лагерей освобождались более 1 млн 200 тыс заключённых.

Интересные детали осуществления проекта

В самом узком месте Татарский пролив имеет ширину немногим более семи километров. Однако проложить под ним тоннель – это лишь малая часть работ. Для того, чтобы запустить эффективное движение по нему, требовалось ещё построить сотни и сотни километров железных дорог – как на острове, так и на материке. В условиях сурового климата, через непроходимые леса.

 © "Техника - молодёжи" №7`1996


Работы велись при полном отсутствия инфраструктуры и дефицита самой элементарной техники, часто просто вручную. Бытовые условия в бараках были сверх спартанскими, даже по меркам ГУЛАГа.

Специально для постройки тоннеля и сотен километров ж/д путей, подходящих к нему, создали три строительных организации, в арсенале которых было 14000 работников, 400 автомашин, 1240 лошадей и всего 15 экскаваторов. В некоторых источниках утверждается, что на стройке было занято гораздо больше людей. Называются цифры в 24 и даже 27 тыс. человек.

Какой процент заключённых был среди них, точно сказать трудно. Надо полагать, немалый. Однако нельзя сказать, что Сахалинский тоннель строился лишь руками заключённых. Вольнонаёмных рабочих, солдат, а также технических специалистов тоже было привлечено немало.

На месте строительства тоннеля до сих пор находят рельсы с маркировкой (© kfss.ru)


Длина самого подземного хода для однопутной железной дороги должна была составить 12,9 км (из них 7,3 км – под водами Татарского пролива). Диаметр тоннеля – 8,5 м. Заглубиться под морским дном в скальный грунт нужно было на 35 метров. Общая глубина тоннеля – 50-60 м.

Что успели построить

  • Насыпали 2 полуторакилометровые дамбы и 1 из двух искусственных островов в мелководных местах залива. С них планировалось проложить вертикальные шахтные стволы.
  • На мысе Лазарева (материк) прорыли один такой вертикальный ствол, глубиной 55 м, 9 м в диаметре. Эта шахта забетонирована и облицована чугунными тюбингами, как в тоннеле метро. Из неё начали копать сам горизонтальный тоннель, успев продвинуться к морю на несколько сотен метров.
  • Проложили сквозь труднодоступную местность 120 км железной дороги от Комсомольска-на-Амуре к будущему тоннелю. Эта дорога была очень нужна для подвоза всего необходимого.
  • На мысе Погиби (Сахалин) вертикальный технический ствол был начат, но не завершён – углубились всего на 30 м.
  • Железной дороги к началу будущего тоннеля на мысе Погиби на Сахалине построить не успели. Но устроили основание для неё, пробившись сквозь труднопроходимую местность. Оно потом использовалось как грунтовая дорога для вывоза древесины.

Вход в первую и единственную шахту (© bessmertnybarak.ru)


После сдачи в эксплуатацию Крымского моста в Правительстве РФ периодически озвучиваются планы возведения моста или тоннеля на остров Сахалин. Летом 2018 года начаты соответствующие геологические исследования и изыскания. Они и станут основой будущих проектных решений.

 

Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS

Последнее изменение: 02.10.2019

 

Статья размещена ООО «История».

Назад ко всем статьям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
RSS соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть соц. сеть