Строительная Россия
☰ меню
Развернуть ▼

Нужны ли России бетонные дороги?

В Китае, США и Европе в последние годы появляется все больше дорог с цементобетонным покрытием. Причем в первых двух странах их доля составляет около 50%. Активно это направление развивается в Германии, Австрии, Испании, Бельгии, Республике Беларусь и ряде других государств. В России доля таких дорог пока составляет порядка 1% — примерно 10 тыс. км.

Что отличает этот материал от асфальтобетона и почему он где-то набирает популярность, а в России до сих пор применяется крайне редко? И каковы перспективы цементобетонного покрытия в нашей стране? С этими вопросами мы обратились в Ассоциацию бетонных дорог.

  • На вопросы отвечает Ушаков В.В., д.т.н., профессор, президент Ассоциации бетонных дорог, зав.кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ

Нужны ли России бетонные дороги?Бетонная дорога в Сан-Хосе , Калифорния, США


Почему цементобетонные технологии в дорожном строительстве в отдельных странах приобретают все большую популярность, а где-то и вовсе преобладают над асфальтобетонными?

США, Германия, Китай, Испания, Бельгия, Республика Беларусь и другие страны активно развивают дорожное строительство с применением цементобетона, и это связано с рядом его преимуществ по сравнению с асфальтобетоном. Основные достоинства цементобетонных покрытий – в том, что они более долговечные, и соответственно более экономичные. При этом если раньше стоимость строительства цементобетонной дороги была выше, чем асфальтовой, то сейчас она либо сопоставима, либо может быть даже ниже. У таких покрытий высокая прочность и несущая способность; они дают возможность траффика тяжелых транспортных средств круглогодично и без ограничений, в том числе в весенний период.

Есть и другие преимущества: длительный срок эксплуатации (с минимальными затратами на ремонт от 30 до 50 лет), низкие затраты на содержание; сцепные свойства шин на бетоне стабильнее, чем на асфальте, соответственно тормозной путь меньше. Используя продольное шлифование полотна, можно минимизировать риск аквапланирования. Бетонное покрытие лучше отражает свет, следовательно, на неосвещенных участках водителям ехать комфортнее и безопаснее. 

Если говорить о свойствах материала, то цементобетон — негорючий материал, он не выделяет токсичные газы при нагревании, на 100% подлежит вторичной переработке и является наиболее перерабатываемым строительным материалом в мире. Бетон не изменяет физико-механических характеристик при изменении температуры в отличие от асфальтобетона. Стоит отметить, что при движении транспортных средств по цементобетонным покрытиям снижается расход топлива на 3-6%, за счет этого сокращается выброс вредных веществ в атмосферу. 

Все эти факторы говорят об экологичности, экономичности и безопасности использования цементобетона в дорожном строительстве.

Частные инвесторы в Германии в последние годы всё более активно вкладываются в дорожные концессионные проекты с продолжительностью в 30 лет. И в основном это инвестиции в так называемое "белое золото", как в переносном смысле в Германии называют бетон. Ведь абсолютное большинство дорожных концессионных проектов в ФРГ выполняется с цементобетонным покрытием, и их привлекательность для частных инвесторов весьма высока. Не стоит забывать, что бетон является практически единственным строительным материалом, который со временем набирает прочность, а не теряет её. И, наверное, это роднит его в своей долговечности с золотом.

В США, Канаде, Германии и других странах при проектировании и строительстве бетонных дорог, главная цель — максимально эффективно использовать средства налогоплательщиков. В большинстве случаев анализ затрат в течение жизненного цикла показывает преимущество применения цементобетонных покрытий за счет возможности сэкономить до 1/3 расходов в течение жизненного цикла (30 и более лет). На сегодняшний день это экономически оправданный метод для оптимального инженерно-технического решения при выборе типа дорожной одежды.

Нужны ли России бетонные дороги?


Почему в России бетонных дорог по-прежнему практически не строят?

Для понимания этого нужно обратиться к истории нашей страны. В СССР первые такие трассы появились только в 50-х годах ХХ века. Тогда же были созданы отечественные укладочные машины на рельсовом ходу. С 1970 г. в СССР началось массовое строительство цементобетонных покрытий с применением новой технологии — машин со скользящей опалубкой на гусеничном ходу. По инновационной на тот момент технологии были построены трассы «Москва—Волгоград», «Омск— Новосибирск», «Свердловск (ныне Екатеринбург)—Челябинск», «МКАД––Подольск— Серпухов», «МКАД—Кашира» и многие другие, протяженность которых составила более 10 тыс. км.

Однако, в процессе эксплуатации таких дорог выявился ряд недостатков: на них образовались раскрывающиеся трещины в поперечных температурных швах, шелушение поверхностного слоя бетона. Почему так произошло? Не были разработаны ГОСТы, стандарты технического контроля, отсутствовал качественные цемент и герметизирующие материалы, эффективные пластифицирующие и воздухововлекающие добавки.

С 1980 года произошел процесс практического свертывания строительства дорог с цементобетонными покрытиями, сократилось количество проектов, были приостановлены научные исследования.

В итоге, нормативные документы в этой области не обновлялись более 30 лет. Как раз в то время сложился ошибочный стереотип, что в России невозможно строить качественные цементобетонные покрытия, они неремонтопригодны и дороже по сравнению с асфальтобетонными. Фактически были ликвидированы крупные подрядные организации, которые строили бетонные дороги. 

Нужны ли России бетонные дороги?© gov39.ru / CC BY 4.0 (Строительство дороги из фибробетона в Калининградской обл.)


Насколько актуально развитие этой альтернативы и какая работа ведется в данном направлении?

По данным РБК Исследования рынков несмотря на оптимизацию усилий по производству нефтяных дорожных битумов, прогнозируемого объема их выпуска будет недостаточно для удовлетворения растущего спроса со стороны дорожной отрасли. К 2025 году до 63% нефтяных дорожных битумов, производимых в России, будет направляться на строительство новых участков дорог и реконструкцию существующих. При таких условиях битума не хватит на ремонт обширной сети существующих дорог. При дефиците битума его стоимость возрастет в разы. Следует отметить, что дефицит битума, в том числе и при ограничении добычи нефти, может привести к срыву реализации нацпроекта «БКАД» и Комплексного плана расширения и модернизации магистральной инфраструктуры.

Сокращение потребления битума в дорожной отрасли возможно за счет широкого использования технологии укрепления грунтов минеральными и комплексными вяжущими, применения цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд. При строительстве и реконструкции автомобильных дорог применение цементобетона в основаниях и покрытиях дорог позволит в значительной степени повысить их несущую способность, увеличить сроки службы, сократить эксплуатационные затраты.

В 2018 году была создана Ассоциация бетонных дорог, которая участвует в разработке нормативных документов, изучении и внедрении передовых технологий, заполняет существующий вакуум в области нормативной документации. Важно, что сегодня существует социальный заказ на строительство безопасных и качественных автомобильных дорог.

Активное применение альтернативных технологий позволило бы повысить сроки службы дорожных одежд и покрытий, быстрее привести дорожную сеть страны в нормативное состояние и обеспечить выполнение транспортной части «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Снижение затрат на ремонт и содержание дорог в России позволит высвободившиеся денежные средства направить на дальнейшее расширение дорожной сети.

Решения о выборе того или другого типа покрытия и дорожной одежды должны основываться прежде всего на экономических расчетах и приниматься с учетом наличия исходных дорожно-строительных материалов, и в первую очередь — вяжущего, предполагаемого состава и интенсивности движения, а также климатических условий эксплуатации.

В Калининградской области РФ с 2019 года при активной поддержке регионального Правительства на основании Распоряжения Правительства РФ от 10 мая 2016 г. № 868-р «О стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020г. и дальнейшую перспективу до 2030г.», реализуется «Программа внедрения инновационных технологий, конструкций и материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог Калининградской области на 2019 – 2022гг.» нацеленная на использование бетона при проектировании и строительстве автомобильных дорог в регионе (фибробетона с применением минеральных и химических добавок, препятствующих возникновению коррозии бетонов, продления сроков его службы и эксплуатации без ремонта). В настоящее время в регионе в рамках данной программы НП «Возрождение» (Санкт-Петербург) реализовало два проекта: «Капитальный ремонт автомобильной дороги «Вишневое-Сосновка-Вербное-Гусево» и «Реконструкция автомобильной дороги «Зеленоградск-Приморск через Светлогорск» - Куликово - Заостровье».

Подписывайтесь и будьте с нами:

Последнее изменение: 16.03.2021

 

Назад ко всем новостям

comments powered by HyperComments

Подпишитесь на рассылку лучших материалов

close
Подписывайтесь и будьте с нами:
соц. сеть соц. сеть соц. сеть