Тоннель на дне Финского залива — один из самых смелых проектов Европы
Тысячи эстонцев каждый день ездят на работу в столицу Финляндии, совершая двухчасовую поездку на пароме. Тысячи финнов каждые выходные ездят обратным маршрутом, чтобы отдохнуть в Таллинне и воспользоваться низкими ценами на алкоголь в эстонской столице. Ежегодный пассажирооборот паромной переправы превышает 9 млн человек. Оборот грузов – тоже значительный: по этому показателю морской порт Хельсинки вообще вышел на первое место в Европе.
О возможности прокладки тоннеля между двумя столицами, подобного знаменитому тоннелю под Ла-Маншем, говорят уже не первый год. На исходе 2010-х эта идея начала приобретать более или менее конкретные очертания.
© Emerging Europe (глубина тоннеля может составить 200 метров)
Проект этот затратный и амбициозный. Длина тоннеля между Хельсинки и Таллинном должна составить 105 км. Из них под морским дном нужно будет протянуть от 50 до 56 км. Наибольшая глубина тоннеля зависит от подстилающей скальной породы и может достигать двухсот метров.
Подобные реализованные проекты уже есть, но они не настолько масштабны. Кроме соединяющего Англию и Францию тоннеля под Ла-Маншем (51 км), это японский тоннель между островами Хонсю и Хоккайдо, достигающий глубины 240 м.
Продвигает проект финская девелоперская компания FinEst Bay Area. Её возглавляет Питер Вестербакка - создатель игры Angry Birds. Он заручился поддержкой крупнейшей китайской железнодорожной корпорации Touchstone Capital Partners, которая пообещала выделить 15 мрлд евро, в рамках государственной инициативы КНР «Один пояс, один путь» — по созданию нового торгового Великого Шёлкового пути между Азией и Европой. Китайский строительный гигант имеет колоссальный опыт: он уже отстроил более 18 тыс. км ж/д тоннелей в своей стране.
Однако этого мало: Вестербакка утверждает, что необходимы политическая воля и поддержка как со стороны правительств Финляндии и Эстонии, так и от структур Евросоюза. А там единодушия пока нет: многие считают данный проект слишком сложным и затратным.
Авторы проекта оценивают стоимость его реализации в 20 млрд евро. Они предлагают построить две «трубы» тоннеля, каждая – 17-метрового диаметра. По одной пустить пассажирские поезда, по другой – грузовые.
© webuildvalue.com (половина пути пройдет под морским дном)
Кроме того, скалистую отмель в 15 км от финского берега предполагается превратить в искусственный остров, с торгово-развлекательными центрами, современными технологичными предприятиями, жилыми и офисными зданиями. Настоящий «город будущего» с энергетическим положительным статусом. На этом искусственном острове также разместится оборудование для вентиляции тоннеля и аварийные выходы из него.
По данным FinEst Bay Area, тоннель можно будет возвести за 15 лет. А при условии бесперебойного финансирования – и быстрее. Срок его окупаемости обозначается как 37 лет, за которые все инвесторы вернут свои расходы и начнут получать прибыль.
За эти же годы, по прогнозам разработчиков, позитивный экономический эффект от использования тоннеля добавит 225 мрлд евро в экономику Финляндии и 47 мрлд евро – Эстонии. Предполагается, что пассажирооборот маршрута вырастет с 9 до 23 млн человек в год; грузовой оборот – с 3,7 до 8 млн тонн грузов в год.
Поездка на скоростном электропоезде между двумя столицами займёт всего 20-30 минут (вместо 2 часов нынешней паромной переправы).
© freightlink.ru (время в пути сократится примерно в четыре раза)
В случае практической реализации, тоннель между Хельсинки и Таллинном станет одним из крупнейших строительных проектов Европы и мира в новом тысячелетии.
Подписывайтесь и будьте с нами:
Последнее изменение: 10.03.2020